Агиткадриль. Агитационная кампания по выборам в донской парламент завершается так же безмятежно, как и начиналась

За неделю с небольшим до начала голосования никто уже не ждет от кандидатов и партий – соискателей депутатских мест – никаких громких новаций. И тем паче скандалов. Все чинно и предсказуемо – совсем как в русской кадрили, где, как известно, танцевальные фигуры и па идут в строго определенной последовательности.

Агиткадриль. Агитационная кампания по выборам в донской парламент завершается так же безмятежно, как и начиналась

Говорят, нынче участники выборов – как партии, так и одномандатники, – предпочитают экономить на политтехнологах. Может, и так. Все-таки выборы продолжают дорожать, и нынешняя избирательная кампания потребовала уже без малого 530 млн рублей. Рост за пять лет в полтора раза.

Но если даже и побеспокоились о пиаре, то такое впечатление, что взяли одного на всех. Этакого Соломона Фляра из известной веселой песенки. Той, где «две шаги налево, две шаги направо…».Вот и получается кадриль, где исправно выполняющие все па танцоры, то бишь партии и отдельные кандидаты, неотличимы один от другого.

Дебаты или, точнее, то, что обозначается этим словом, уловить разницу никак не позволяют. Да, собственно, по-другому в донских избирательных кампаниях и не бывало никогда. Даже в ту пору, когда электоральные «баттлы» отличались каким-никаким накалом, дебаты проходили по принципу «за все хорошее, против всего плохого». С одной стороны, сказывались откровенно слабые навыки организаторов дебатов. А с другой, у самих участников отсутствовало стремление донести до избирателя свою позицию, идеи и пути решения проблем региона. Прочитывалось только желание отбыть номер и побыстрее исчезнуть из эфира.

Точно так многие претенденты вели и продолжают вести себя сегодня и в ходе прямых встреч с избирателями. Пара-тройка заученных фраз – и поехали дальше. Исключение составляют разве что ветераны донского парламентаризма. Такие, как Николай Беляев или Вячеслав Василенко, отлично понимают всю высокую цену прямого общения. Оттого и не делают разницы между постоянной работой в округах и предвыборными поездками. Видят в них не досадную обязанность, а настоятельную необходимость. Особенно в условиях перенарезки избирательных округов. Присматриваются к новым для себя территориям с прицелом на работу с людьми уже после выборов. А значит, настроены на настоящую победу.

На что настроены новички, особенно из числа впервые включенных в партийные избирательные списки, сказать трудно. А сами они, как уже отмечалось, о том говорить не склонны. Как ляжет карта, так и тому и быть…

Вот она и ложится так, что порой трудно отличить, кто есть кто. Где просто коммунисты, а где «Коммунисты России». Где социалисты из «Справедливой России», а где ЛДПР…

Определите с трех раз: кому принадлежат обещания дать области чистую воду, качественное здравоохранение и сделать ее высокотехнологичным регионом? А кто призывает к установлению минимума зарплаты в 50 тыс. рублей и к возвращению прежнего возраста выхода на пенсию?

Не угадали? Раскрывать не стану, потому как подписаться под такими лозунгами может любая партия. Тем более что в силу популизма инициатив, никакой ответственности за их реализацию от провозглашающих их партий не требуется. Как не требует ответа и вопрос, каким образом их можно претворить в жизнь. Где найти средства, каковы могут быть последствия от реализации внешне самых благих намерений? Да и не нужны ответы на все возникающие вопросы, когда перед претендентами на депутатское место стоит одна-единственная задача: очаровать избирателя здесь и сейчас. А дальше – хоть трава не расти…

Именно по такому принципу строятся западные избирательные кампании, и в свое время мы с усердием первых учеников переняли тамошние электоральные манипуляции. Избавляемся, от них сегодня с великим трудом – так оно въелось в ткань избирательной кампании.

И на этом фоне выгодно отличаются – вы не поверите! – претенденты и партсписка «Единой России». «Партию власти» принято ругать, но в данном случае свою избирательную кампанию единороссы построили тактически грамотно. В то время как их соперники сосредоточились преимущественно на общефедеральной повестке, они предпочли обозначить проблемы областного масштаба. Плюс постарались отчитаться о сделанном в истекающий парламентский период. Ведь партийных программ было принято в ту пору немало…

Ну, и наряду с дежурными встречами с избирателями придумали и осуществили ряд интересных инициатив. Так, молодогвадейцы провели в одном из районов Ростова урок компьютерной грамотности для пожилых. В Боковском районе единороссы обсудили вместе с жителями проблемы догазификации. В Новочеркасске не без пользы прошла встреча с учредителями тамошнего индустриального парка. Уже сами по себе такие мероприятия – неплохая агитация за партию.

Донские либерал-демократы, хотя и не избавились от популистских искушений, но кое-какие практические дела в свой актив записать могут. Скажем, «Мусорный демарш» ЛДПР оказался делом, безусловно, полезным. Во всяком случае, не только в очередной раз привлек внимание к больной проблеме южной столицы, но и помог сделать город чуть чище.

Увы, с практической стороной агитационной кампании у остальных четырех партий – участниц нынешних выборов – очевидная напряженка. Там все больше ограничиваются перечислением своих думских инициатив. Полезных? Безусловно. Но давайте на минутку представим, что очарованный избиратель отдает большинство в донском парламенте коммунистам, социалистам или «Новым людям». Каким образом победившая на местном уровне партия сможет реализовать федеральную повестку? Скажем, выдворить всех мигрантов совершивших те или иные нарушения законодательства. Или снабдить номерами так доставшие всех электросамокаты. Или возродить систему заочного высшего образования.

Это и многое другое прежде всего способна и обязана делать Госдума. Там конструируются соответствующие правовые механизмы. А в Думе совсем иное большинство. И иные приоритеты…Перечня же неотложных дел регионального масштаба у наших системных партий мало. А у кого-то его нет и вовсе.

Не оттого ли, что они вовсе не собираются побеждать на выборах и взваливать на себя ответственность за ситуацию в регионе – особенно в нынешний, более чем сложный период? Не исключено – если помнить поведение хотя бы тех же коммунистов в ходе ряда судьбоносных для страны выборов прошлых лет. Вот и ставится сверхзадача – просто обозначить присутствие на парламентской сцене. Чтобы знали: мол, есть на свете такой Петр Иванович Бобчинский. Депутатом служит…

Но, как говорится, кто старое помянет… Вот и выходит, что как ни поругивай «партию власти», а ее позиции в регионе, действительно, крепки. И достигнуто это отнюдь не одними только правильными лозунгами и пресловутым административным ресурсом, но и разумной тактикой, которая предусматривает формирование региональной повестки проблем и представляет избирателю конкретных депутатов, отвечающих за их решение.

В таком раскладе столичные эксперты узрели признаки манипулирования избирателями. И даже термин предложили: электоральная управляемость. Далекий, надо сказать, от истины, потому что за три десятка лет донского парламентаризма избиратель прошел серьезный путь от площадной демократии к гражданскому обществу. Зрелым у нас это общество пока еще не назовешь, но направление его развития сомнений и тем более опасений не вызывает.

Для справки. Списки своих кандидатов выдвинули шесть партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди» и «Коммунисты России».