Домашний музей Тактаровых

Пенсионер Сабирджан Тактаров создал домашний музей деревянной миниатюры. Практически все экспонаты он сделал сам.

Фото/Видео: Ирина Хансиварова

Домашний музей Тактаровых

Сабирджан и Рушания Тактаровы. Сабирджан Мингажинович никогда не работал резчиком по дереву. По специальности он – инженер по холодильным установкам – закончил Всесоюзный институт пищевой промышленности. Начинал работать на Ростовском химзаводе им. Октябрьской революции, затем главным инженером на заводе «Смычка».

Резьбой по дереву из своих без малого 85 занимается 30 лет. В гараже создал домашний музей, в котором собрал коллекцию миниатюрных мечетей, сделанных из дерева. Первой его работой была Казанская мечеть, в которой он осваивал в юности арабское письмо и чтение Корана – Священной книги. У него до сих пор хранится арабский букварь позапрошлого века. Как и другие старинные книги на арабском языке.

– Это – только часть коллекции, – говорит мастер. – Много работ осталось в старой квартире, где сегодня живут дочь с зятем. А мы с женой перебрались в садовое товарищество, построили здесь дом.

Работы Сабирджана разместились на полках. Среди них – действующая Ростовская мечеть и макет ее реконструкции. Рядом – миниатюрная мечеть, располагавшаяся в советские времена на ул. Красноармейской.

Сабирджан совершал хадж (паломничество) в Саудовскую Аравию, там увидел красивую арабскую мечеть. Теперь ее миниатюра украшает его дом.

Создает Сабирджан не только мини-мечети, но и миниатюры старинных домов, в которых жили татары. В старину, понятное дело, дома были не типовыми – каждый имел свои отличительные черты. Одни – с резными наличниками, другие – с балясинами на балконах, третьи – классические, «без выпендрежа». По внешнему виду домов, их архитектурному решению, можно было определить, что за люди в них живут. Как, собственно, и по домашней утвари. В домашнем музее она тоже имеется. К примеру, бишек – люлька для младенца, рубель – приспособление для глажки одежды.

   – На скалку наматывалась, к примеру, влажная рубашка, разглаживалась доской с резной поверхностью, – объясняет механизм работы такого «утюга» Рушания, жена Сабирджана Мингажиновича.

В музее немало и ее работ – сотканные рушники, вышитые фартуки. Вообще в музее Тактаровых все экспонаты – рукотворные. Есть подаренные друзьями, знакомыми. К примеру, лапти. Здесь их больше десятка. Свои работы хозяева дома тоже дарят хорошим людям. Музей Тактаровых посещают прихожане Ростовской мечети, где Сабирджан ведет просветительскую работу. На «экскурсию» в домашний музей приходят активисты татарской диаспоры, да и просто интересующихся татарской культурой людей здесь также можно нередко встретить.

Музеи, – неважно, официальный они имеют статус или нет, для того и создаются, чтобы просвещать, помогать людям открывать новые, неизвестные страницы, считают Тактаровы. Так и жить интересней, говорят они.