«Донской экспресс»: на Дону обсуждаются перспективы еще одного масштабного инфраструктурного проекта

Речь идет о создании сети железнодорожного сообщения Ростовской и Шахтинской агломераций с аэропортом «Платов».

«Донской экспресс»: на Дону обсуждаются перспективы еще одного масштабного инфраструктурного проекта

Принципиальная схема «Донского экспресса». Источник фото: фотобанк stylishbag.ru.

Иначе говоря, ростовскую воздушную гавань предлагается связать с Ростовом и Шахтами чем-то очень напоминающем столичный «аэроэкспресс». Цена вопроса – не меньше 100 млрд рублей. Не в последнюю очередь это обстоятельство обусловило достаточно прохладное отношение к проекту со стороны федерального центра. Денег там на «Донской экспресс» не обещают.

Надо сказать, и раньше подобная идея не пользовалась популярностью в кругах авиационных топ-менеджеров. Еще на заре строительства будущего «Платова» президент Международной ассоциации аэропортов (МАА) и гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, отвечая на вопрос «Нашего времени» относительно обеспечения надежного транспортного сообщения с новой воздушной гаванью, однозначно отверг идею «аэроэкспресса». По его словам, пока пассажиропоток будущего аэропорта на достигнет 5-5,5 млн пассажиров, о прокладке в «Платов» железнодорожной ветки речи быть не может.

Сегодня, когда «Платов» простаивает уже второй год, слова президента МАА продолжают оставаться более чем актуальными. Понятно, что и все попытки последних шести лет продвинуть проект «Донского экспресса» на федеральном уровне пока обречены на неудачу. А без федерального финансирования своих ресурсов Ростовской области не хватит.

И тем не менее, мечтать не вредно. Так же, как и быть оптимистом, рассчитывая на то, что нынешнему простою «Платова» когда-нибудь придет конец. И тогда в перспективе неизбежно вновь возникнет вопрос надежной транспортной связи Ростова со своим аэропортом.

Только в этом случае проблему придется рассматривать шире. И говорить уже о создании сети бесперебойного и скоростного железнодорожного сообщения. Центрами ее будут Ростов и «Платов», а железнодорожные пути должны протянуться до Азова и Таганрога – в одном направлении и до Новочеркасска, Шахт, Красного Сулина и Новошахтинска – в другом. Причем большую часть путей придется прокладывать заново, используя и уже существующие участки.

Уже простое перечисление пунктов гипотетической сети дает представление о грандиозности замысла. В донском минтранспорта отмечают, что для «Донского экспресса» придется проложить 230 километров однопутных участков, создать семь транспортно-пересадочных узлов и модернизировать без малого 70 километров существующих железнодорожных путей. А до того провести проектно-изыскательские работы и выкупить землю. Вот и получается, что весь проект сопоставим по стоимости с бесславно почившим проектом ростовского метро. Правда, в отличие от одного города, здесь надежной транспортной связью планируется объединить сразу две самые крупные донские агломерации.

Исходя из явной полезности проекта, «Донской экспресс» в свое время внесли в областную «Стратегию-2030». Но, как говорится, обещать – не значит, жениться. Кроме донской «Стратегии», проект не нашел отражения ни в одном другом подобном документе федерального уровня и железнодорожной отрасли.

Нет и технико-экономического обоснования, без чего невозможен любой предметный разговор. Чтобы выполнить все необходимые расчеты, минтранспорта тоже нужны деньги. Соответствующее обращение в ОАО «РЖД» – именно железная дорога должна выделять средства на ТЭО – донские власти уже направили. Но железнодорожники требуемую сумму в нынешних условиях вряд ли выделят.

И тем не менее, о «Донском экспрессе» сегодня заговорили. Наверное, все-таки не случайно…