Долгое время городские власти запрещали его. Но в итоге оказались бессильны. Права на возведение двух жилых высоток на улице Береговой застройщик – «ДЛВ-Инвест» – добился через суд.
Средства против целей
Очередной высотный ЖК на ростовской набережной буквально втиснули в тесное пространство у Казанской лестницы.
Пример более чем показательный. В последнее время сразу несколько сомнительных проектов в сфере территориального развития нашли судебную защиту. Еще ряд проектов может на нее рассчитывать. Есть и такие проекты, что едва ли не сразу были приняты на «ура». Правда, только властями. В обществе к ним отношение прохладное с заметной примесью тревоги.
Да, скажи нам кто-нибудь лет этак сорок назад, что настанет день, когда нас перестанет радовать обилие растущих жилых новостроек, мы бы в глаза рассмеялись такому пророку. И, тем не менее, такой день настал. Сообщения о жилых новостройках не только не радуют, но и начинают все сильнее тревожить. И это при том, что от решения пресловутой жилищной проблемы общество наше все еще далеко.
Так в чем же дело? Скорее всего, в том, как у нас пытаются преодолеть дистанцию, остающуюся до жилищного благоденствия. Люди на уровне интуиции начинают сознавать, что универсальная формула «цель оправдывает средства» в вопросах территориального развития не так уж универсальна.
Иначе с чего это на протяжении доброго десятка лет власти Ростова упорно запрещали компании «ДЛВ-Инвест» строительство жилого комплекса по московскому проекту? Ведь это, что ни говори, а два высотных здания переменной этажности – 22 и 15 этажей, общей площадью более 32 тыс. м², рассчитанные на полторы сотни квартир. Солидный вклад в жилищный фонд Ростова.
Но настораживает цена этого вклада. И власти ее увидели, пожалуй, раньше и отчетливее остальных. В ряду причин постоянных отказов застройщику со стороны городского департамента наиболее существенными являются запрет на строительство высоток вдоль береговой линии, перегрузка инфраструктуры, которую неизбежно создаст новый ЖК, а также транспортные проблемы, которые только усугубятся с появлением очередной громады там, где ей явно не место.
Эти запреты только подтверждались принятым городскими властями уже в процессе тяжбы положением о зоне речного фасада. Оно категорически запрещало строительство высоток в пределах определенной территории. В данном случае вблизи уреза реки.
Однако застройщику удалось каким-то образом убедить суд, что новое правило, принятое уже в разгар судебных споров, неприменимо к предмету данного разбирательства. И суд признал отказ в строительстве, выданный Департаментом архитектуры Ростова нелигитимным.
Результатом судебного решения стало получение разрешения на строительство со сроком действия до 27 сентября 2024 года. И застройщик поспешил приступить к реализации скандального проекта. При этом в паспорте объекта, размещенном на стройплощадке, в качестве срока сдачи объекта указывается 2029 год.
На стройплощадку, разместившуюся на тесном пространстве у Казанской лестницы, завезена техника. Уродование ростовской набережной будет продолжено.
Взятие экологических крепостей
Природный заказник между Ростовом и Батайском доживает последние дни?
И добро бы это был единичный случай. Хотя какое уж там добро…Но ведь сегодня получил зеленый свет еще ряд проектов. Высотный ЖК в Ростове собираются строить в районе Университета путей сообщения, Отдается под строительство жилья часть парка им. Островского, давно уже потерявшего сходство с тем самым тенистым ростовским парком, каким он был еще в 80-е годы. Несмотря на продекларированное заступничество губернатора, ведется планомерное и небезуспешное наступление на рощу СКА.
И, наконец, уже под аплодисменты городских властей миллионный город перешагнул через Дон. Чего не пытались сделать даже в советские времена, которым сегодня принято приписывать волюнтаризм и безбашенность. Однако в ту пору, когда сказку старательно делали былью, Ростов расширялся на запад, на восток, на север. Только не на юг, где, как известно, раскинулась пойма Дона. Туда тогдашние власти, архитекторы и строители взоров почему-то не обращали. И не только из-за материальных проблем, связанных с необходимостью развивать инфраструктуру там, где ее не было. Не только из-за сложностей строительства в затопляемой пойме. Действовали вековые экологические запреты.
Всегда считалось, что лезть в пойму – себе дороже. И как только это табу нарушалось – случались ЧП. Достаточно вспомнить трагедию киевского микрорайона Куреневки, буквально ушедшего в песок, щедро намываемый для интенсивного строительства.
Оттого повсеместно наши города, что, подобно Ростову, обосновались на высоких холмистых берегах рек, шагать в пойму остерегались. Достаточно глянуть на Пермь, Пензу, Донецк (ДНР). В том же Киеве, обжегшись на Куреневке, Дарницу уже строили на дальнем краю поймы – примерно километрах в 10 от Днепра. Чтобы было понятно: у нас на таком расстоянии от Дона отстоит Батайск.
Но у нас, судя по всему, за образец территориального развития взяли саму столицу. И идея превратить Ростов в этакую Нью-Москву решительно овладела умами и сердцами руководящих масс. Кто-то из этих самых масс назвал Дон «главной улицей южной столицы» – и вот уже высотки возникают по обе стороны этой самой «улицы». В самом деле: если такое возможно в Москве, то почему его нельзя воспроизвести в Ростове?
А потому и нельзя, что Дон – это Дон. Одна из великих русских рек, чье промышленное и инфраструктурное значение трудно переоценить. А Москва-река при всем к ней уважении такой роли не играет. Да и пойма у нее не обладает статусом заказника. Каким обладает донская пойма, и о чем сейчас активно стараются не вспоминать.
Да, трагические инциденты, подобные куреневскому, сейчас маловероятны. Столь нежелательное развитие ситуации научились преодолевать. Средств, чтобы намыть мощную, толщиной в семь метров песчаную подушку, хватает. А значит, наступать на пойму можно теперь без потерь. Экологические потери в виде утраты пойменной фауны, естественно, не в счет.
Как, видимо, не в счет, и проблемы, которые по мере движения Ростова на юг возникают в соседнем Батайске. Подземные пойменные воды растущей нагрузкой от насыпей и зданий постепенно выдавливаются в направлении этого города. И выходят на поверхность уже в Батайске. Здесь в дожди начали подтапливаться те места, которые отродясь не подтапливались. И еще одну тревожную странность подметили здешние жители. В городе начали массово сохнуть деревья. Люди связывают это с подъемом грунтовых вод. Ведь деревья сохнут не только от недостатка воды, но и от ее избытка…
В нагрузку к привилегиям
Даже эскизный вариант не смог скрыть оторванности ЖК «Левобережный» от «мира и наук».
Впрочем, и тех, кто уже воспользовался «привилегией жить на левом» (слоган из рекламы застройщика), торопиться поздравлять не стоит. Мало того, что в народе уже давно не советуют приобретать квартиры на первом этаже в зданиях, стоящих на намытом грунте, И дело тут не только в неприятностях, которые способна принести пойма. А она, как видим, умеет наказывать за волюнтаризм… В полный рост встают инфраструктурные проблемы. В частности, вопросы транспортного сообщения с центром города.
Транспортная проблема характерна для многих ростовских ЖК. Расчет делается исключительно на то, что их обитатели пользуются личным транспортом. Оттого о транспорте общественном власти и, простите за выражение, девелоперы начинают думать в последнюю очередь. Как, к примеру, сегодня, когда целые микрорайоны Ростова оказываются в условиях транспортных реформ в самой настоящей изоляции. С трудом верится, но, видимо, в случае с ЖК, строящимися в левобережной части южной столицы, власти действительно надеются на мощности канатной дороги…
Все написанное выше – лишь малая часть проблем территориального развития, которые ставит массовое жилищное строительство в Ростове. Можно спорить об этажности, об архитектурном облике зданий, о соотношении современной и исторической застройки. Вспомнить, что даже опустошительный пожар 2017 года не смог подтолкнуть застройку выгоревшей территории. Поговорить о доминировании материальных соображений над рациональными.
Эти темы, конечно же, необходимо поднимать, и «Наше время» старается в меру сил это делать. В конце концов, для каждого жителя Дона важно, чтобы Ростов и дальше оставался Ростовом со своим неповторимым обликом, а не превращался в безликий и безымянный, обремененный кучей урбанистических болячек новодел.