Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

Одолеет ли мощный экологический комплекс тот объем мусора, который бешеными темпами производит город-миллионник? Газета «Наше время» внимательно следит, как развивается ситуация в межмуниципальном экологическом отходоперерабатывающем комплексе (МЭОК) в Мясниковском районе. 

Фото/Видео: Наталья Нарсеева

Караван идет

Теме вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) «Наше время» всегда уделяло самое пристальное внимание. Журналисты газеты выезжали на горящие официальные и несанкционированные свалки в муниципальные районы и сельские поселения. Потом пошли проблемы со строительством комплексов – МЭОК. Начиная с протестных настроений против неприятного соседства: кому нужны неприятные запахи, мусор на полях и вдоль дорог, разлетающийся с мусоровозов, вред окружающей среде. 

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

На эту площадку машины «Чистого города», прошедшие радиационный контроль, выгружают коммунальные отходы. Называются солидно, а выглядят отвратительно

О Мясниковском МЭОК газета «Наше время» писала не раз. Первоначально под объект выделили земельный участок на склоне балки, неподалеку от хутора Петровка, где в низине протекает ручей, а буквально рядом располагается охраняемая природная территория. Построй здесь МЭОК – беды не оберешься. И участок удалось отстоять совместными усилиями депутатов Законодательного собрания Ростовской области (фракция КПРФ), Общероссийского народного фронта и неравнодушных экоактивистов. Свою лепту внесла в этот эпизод мусорной реформы и газета «Наше время», подготовив несколько нашумевших публикаций. 

На новом месте – под хутором Веселым – МЭОК начали строить тоже не без конфликтов и протестов. Но в 2021 году он начал работу. Параллельно с приемом ТКО Ростова-на-Дону перевозил с площадки временного накопления мусор для захоронения на первую карту.

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

Из этой точки чумазый мусор отправляется на линию сортировки

Как раз в это время журналисты «НВ» там и побывали с генеральным директором ГК «Чистый город» Эллой Кузьминой.
Директор показала и рассказала все в деталях. Главное, что меня волновало (в этом вопросе газету просили разобраться читатели): куда уходят стоки от захороненных ТКО? Я увидела, что геомембрана – плотная водонепроницаемая пленка с гарантийным сроком службы 50 лет – не только закрывает дно каждой карты, но и переходит на откосы и крепится под проездами. У основания нижней точки каждой карты установлены колодцы, куда по трубам и поступает фильтрат. Из колодцев его откачивают и отправляют в специализированные организации на обезвреживание. Поверхностные воды используют после очистки для хозяйственных нужд. 

Находясь неподалеку от рабочей карты № 1, запаха при разгрузке только что привезенных отходов не чувствуешь. Вонь шла от тех авто, что перевозили на карту мусор с площадки временного накопления. 

Полтора года спустя

Инициативная группа, в которую вошли депутаты фракции КПРФ Законодательного собрания Ростовской области, Собрания депутатов Мясниковского района и представители министерств – ЖКХ, природных ресурсов и экологии, Росприроднадзора, экологических организаций, общественники и журналисты, побывала в работающем и одновременно строящемся комплексе регионального оператора ГК «Чистый город». Цель визита: увидеть своими глазами, как работает предприятие, в буквальном смысле понюхать, чем и сильно ли пахнет, заглянуть и «потоптаться» в проблемных зонах, а потом обсудить увиденное за круглым столом. 

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

У этих людей на конвейере очень грязная и дурно пахнущая работа. Скоро – когда построят стационарный комплекс – их заменят автоматы. Но сам мусор от этого чище не станет. Как и не станет более пригодным для переработки и производства продукции

 Что увидели? Полным ходом идет строительство закрытого пункта перегрузки твердых коммунальных отходов для того, чтобы мусор в ветреные дни не разлетался за пределы комплекса. Это уже двойная перестраховка: объект практически по всему периметру обнесен сетью-улавливателем шестиметровой высоты, а рабочие с шестами с острыми наконечниками в течение дня ходят вдоль дороги, по которой в комплекс везут ТКО, и собирают по обочинам то, что ветром принесло. А мобильный сортировочный комплекс, через который сегодня проходит большая часть поступивших на МЭОК отходов, будет скоро заменен стационарным с мощностью 650 тысяч тонн в год. 

В ближайшее время вступит в строй и площадка компостирования органики.

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

Весь этот смрад продуцируют цивилизованные граждане. Но для того чтобы исключить этап подобной сортировки, необходимо не только желание и заинтересованность людей, но и политическая воля

На покрытии всего полигона нет ни грязи, ни пятен, ни следа от жидкости, которая еще несколько лет назад стекала на дороги с автомобилей, вывозящих мусор. Бетонную площадку специально к приезду гостей-контролеров невозможно отмыть так, чтобы следов не осталось. Просто новая техника так уcтроена, что вся жидкость задерживается в кузове автомобиля.

 Получается, что к 2024 году региональный оператор ГК «Чистый город» взятые на себя обязательства выполнит. Задержка по вводу последних объектов произошла из-за санкций. Пришлось менять поставщиков оборудования, изменились, соответственно, и цены на него, и сроки поставок, пришлось заново проходить экологическую экспертизу. А что это изменит концептуально? Для этого надо понять настроение наших граждан: к какому варианту развития мусорной реформы они готовы. Тем более что губернатор области Василий Голубев обозначил ее ближайшую перспективу. 

И пункта А вышел МЭОК… Кто навстречу? 

На Дону построят пять отходоперерабатывающих комплексов вместо восьми. На работающих МЭОК – в Неклиновском, Мясниковском и Волгодонском районах, которые вступили в строй в 2021 году, принимают отходы, обрабатывают их и отправляют на утилизацию. В 2024 году вступят в строй еще два МЭОК – Красносулинский и Новочеркасский. Оба комплекса будут включать обработку, утилизацию и размещение отходов. Такое количество позволяет к 2024 году достичь показателей федерального проекта «Комплексная система по обращению с ТКО». 

Надо думать, что жители тех территорий, где предполагалось построить оставшиеся три МЭОК, вздохнули с облегчением. Тем более что в 2025 году, по словам губернатора, запустят переработку. 

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

Вот что подается на конвейер. И ведь нечто подобное – в мусорных ведрах граждан в их домах и квартирах, забитых мусоропроводах, переполненных контейнерах

– Если мы говорим о полном цикле обращения с отходами, то, конечно, нужны не только сортировка и захоронение, но и переработка. Мы подошли к той границе, когда этой темой надо заниматься активнее. Она будет сейчас точно разгоняться, и к 2025 году мы, очевидно, будем иметь комплексы по переработке, – приводит слова губернатора Donnews.ru.
Но!!!! До 2025 года времени – всего ничего. 

Мусорная реформа в Ростовской области: что имеем на выходе?

Чтобы из этих уже отсортированных бутылок что-то произвести, их еще надо отмыть, затратив, кстати, воду и немалые средства

А решения необходимо принять очень конкретные и достаточно трудные для выполнения. И здесь именно на власть, а не на регионального оператора ложится серьезная ответственность. Речь идет, разумеется, об организации раздельного сбора мусора на уровне домохозяйств, к которому мы практически еще и не приступали. Те образцово-показательные отдельные факты – единично всплывающие то тут, то там контейнеры для сбора пластика, картона и бумаги – вообще ничего не решают. 

Потому что 99,9 % мусора, который сегодня привозят на полигоны, ни на какую переработку пойти не могут. Его нужно сначала перебрать, потом вымыть все, что может получить «второе рождение», и только потом отправлять на перерабатывающие предприятия. 

Депутат Законодательного собрания Татьяна Иващенко на всех уровнях доказывает, что тащить на сортировку «чумазые» вторичные ресурсы дорого и неразумно. Строительство сортировочных линий – это очень серьезные затраты инвестора, которые многократно возрастут, если вторичное сырье еще надо будет отмыть. Не будет раздельного сбора мусора – не будет и предприятий для его переработки. Реальных, с большими объемами, а не крохотных кустарных точек. При этом и бизнес, и сдатчики, которые могли бы обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия, серьезно не стимулируются. И ситуация загоняется в тупик. 

К примеру, кто будет перерабатывать отходы, которые получит Мясниковский МЭОК, построив современный сортировочный комплекс? 

– Рядом с нами, в Мясниковском районе, должен появиться завод по приему пластика и его переработке, – говорит коммерческий директор ГК «Чистый город» Владимир Шило. – Это еще дополнительные налоги и новые рабочие места в актив района.
Но ведь это необходимо планировать не на уровне муниципалитета, а на уровне правительства области. 
И, может быть, стоит попробовать другой подход: отдельно собирать и вывозить будущую органику – пищевые отходы. Это обойдется не дороже, чем сортировка и переработка гниющего и перепачканного органикой вторсырья. И этот ход сможет снять многие проблемы буксующей на месте мусорной реформы.

https://www.nvgazeta.ru/news/12388/549052/, 
https://www.nvgazeta.ru/news/12388/549830/, 
https://www.nvgazeta.ru/news/12388/590734/, 
https://www.nvgazeta.ru/news/12388/597091/.