«Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле…» Эти пушкинские строки знакомы каждому, кто учился в школе. Да и само стихотворение «19 октября», откуда они взяты, тоже.
Этот день в нашей стране отмечается как День лицеиста. Как раз 19 октября 1811 года в Царском селе был открыт лицей, в котором Александр Пушкин провел шесть лет. Здесь учились знакомые нам из учебников истории и литературы Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Пущин, Александр Горчаков, Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Замятнин и другие значимые личности.
Царскосельский лицей был создан Императором Александром I с подачи реформатора Михаила Сперанского. Это было учебное заведение, в котором готовили государственных деятелей и высокопоставленных чиновников. Принимали в лицей воспитанников 10-14 лет один раз в 3 года. Учились будущие госслужащие 6 лет. Обучаться в лицее могли только дети дворян. Учебная программа, даже по сегодняшним меркам, была обширной. Она включала изучение математики, физики, истории, географии, риторики, русского и иностранных языков, этики, логики, юриспруденции, а также политэкономии, не говоря о рисовании, танцах, фехтовании, верховой езде, плавании и других занятиях. Учеба в лицее приравнивалось к университетскому образованию, поэтому выпускники сразу получали гражданские звания.
В 1843 году лицей был переведен в Петербург. Изменилось и его название, он стал Александровским лицеем, но традиции Царскосельского были сохранены. После Октябрьской революции все лицеи, а к тому времени их было уже шесть, были закрыты. В отечественную систему образования лицеи «вернулись» в 90-е годы двадцатого века. Тогда и появился День лицеиста, который отмечается 19 октября.
Современные лицеи во многом отличаются от созданного Александром I. В основном они нацелены на подготовку учащихся для поступления в те или иные вузы, поэтому здесь больше внимание уделяют углубленному изучению отдельно взятых предметов, практическим занятиям. Нынешние лицеи — что-то среднее между гимназией и вузом. И поступить в них может каждый, пройдя соответствующее собеседование и тестирование.
В День лицеиста во всех лицеях страны проходят тематические конкурсы, открытые уроки, концерты школьной самодеятельности, посвящение в лицеисты.
Не так давно ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Алексей Комиссаров на встрече с Президентом РФ высказал предложение по возрождению Царскосельского лицея. Идея заключается в том, чтобы в историческом месте открыть лицей, в котором учащиеся будут получать самое лучшее образование и воспитываться в духе патриотизма, проходя подготовку к госслужбе. Глава государства напомнил, что на месте Царскосельского лицея находится музей. Где, в таком случае, разместится современное здание учебного заведения? Ректор РАНХиГС ответил, что площади под лицей и финансирование найдутся. Президент РФ поддержал идею.
Стоит отметить, что сегодня управленческие кадры для государственной и муниципальной службы готовит не только РАНХиГС, но и многие высшие учебные заведения. Есть еще АНО «Россия — страна возможностей», возглавляемая тем же Алексеем Комиссаровым, где с помощью «социальных лифтов» управленцы могут реализовать свой потенциал. Есть масса других проектов по подготовке кадров, которые осуществляются на президентской платформе «Россия-страна возможностей». Возникает вопрос, зачем создавать еще и лицей «для управленцев»?
Однако, идея возрождения Царскосельского лицея является как бы продолжением этих направлений. Инициаторы идеи намерены с юных лет не только давать будущим госслужащим соответствующие знания и навыки, но и прививать им определенную идеологию.
«В целом, на мой взгляд, идея совершенно логичная,- цитирует «Московская газета» ведущего эксперта Центра социальных исследований и технологий РГСУ Якова Якубовича, — поскольку на сегодня лицо стандартного чиновника далеко от идеального. Зачастую и целеполагание — основа для формирования правильного видения решения задач управления территорией — сильно хромает. Многие чиновники воспринимают себя как временщики, не имея ни собственной позиции, ни культуры управления и коммуникации с общественными институтами». По мнению эксперта, формироваться необходимые для «управленца» качества должны еще в подростковый период, и разумеется, для этой воспитательной цели есть школа. Таким образом, озвученный проект как некий престижный общеобразовательный комплекс представляется логичным продолжением системы подготовки кадров для госслужбы, причем на этот раз на идеологическом уровне.
Идеология Царскосельского лицея основывалась на служении государю и Отечеству. Из первого (пушкинского) выпуска лицея вышли Александр Горчаков, глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер при Российской Империи, Дмитрий Маслов, тайный советник, руководитель Департамента разных податей и сборов, Федор Матюшкин, адмирал, полярный исследователь, сенатор, а также поэты Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и другие. Многих из лицеистов Александр Сергеевич вспоминает в стихотворении «19 октября». Им посвящены известные строки: «Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б ни повело, все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село». Станет ли Отечеством для учащихся возрожденный Царскосельский лицей, покажет время.