Практикум по физике в отдельно взятом городе

Вот уже добрых три десятка лет жители Батайска на собственном горьком опыте убеждаются в универсальном действии закона сообщающихся сосудов.

Фото/Видео: Владимир Апарин

С приветом – хан Батый

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

И даже те, кто всегда был далек от естественных и точных наук, сегодня рассуждают о гидрологии и гидростатике, о состоянии почв, уклонах и подъемах. Батайчане наперечет знают все буквально пронизывающие этот город – спутник Ростова ручьи и речушки. Знают, как они называются, где берут свое начало, как текут и куда впадают. А еще знают, что происходит, когда эти мирно журчащие роднички под напором вешних вод вдруг выходят из берегов, превращаясь в бешеные потоки.

Знание особенностей местной гидрологии всегда было присуще жителям Батайска, возникшего в незапамятные времена на месте привала хана Батыя. Согласно легенде, древний завоеватель расположился на берегу одной из здешних речушек, которую его воины нарекли в честь повелителя Батай-су. Что можно перевести как «Ручей Батыя».

А те, кто потом решил обосноваться здесь, на южном краю поймы нынешнего Дона – большой реки, вбиравшей в себя воды всех здешних ручьев и речушек типа Батая, без лишних мудрствований дали своему поселению имя речки, так приглянувшейся великому и ужасному хану Батыю. И постарались обустроиться так, чтобы донские разливы беспокоили как можно меньше.

Но, наверное, тень злого монгольского хана и сегодня продолжает витать над современным стотысячным городом Батайском. Теперь едва ли не каждый дождь здесь заканчивается сообщениями о масштабных подтоплениях. Вода течет по тротуарам и проезжей части, бурлит в немногочисленных водостоках. А поскольку Батайск на 2/3 состоит из частных домовладений, то обильно разливается по подворьям, все чаще и чаще затекая внутрь домов.

Ручей-невидимка

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Ирина Самофалова: «После каждого дождя на месте ручья здесь образуется озеро. А нам говорят, ручья здесь нет». 

Так получилось, что на подворье по улице Чапаева, 122, корреспондентам «Нашего времени» уже доводилось бывать. Лет семь назад приезжали сюда по приглашению хозяйки – Ирины Ивановны Самофаловой. Результатом той поездки стал материал «Есть ли вода на Марсе?».

Ирина Самофалова тогда прислала в редакцию большое письмо, к которому было приложено несколько фотографий потопа, постигшего ее жилище в памятные ливни июня 2016 года. Кто не помнит: обрушившиеся тогда на Ростов и окрестности проливные дожди стали настоящим бедствием. Хотя, едва ли о том катаклизме можно забыть…

Двор дома Ирины Самофаловой тогда затопило в считанные минуты. Ливневые потоки переполнили протекающий через двор и огород ручей Быстрый, и скоро на месте огорода разлилось настоящее озеро. Вода проникла и в летнюю кухню. Разве что комнаты в доме пощадила.

Но с годами натиск воды становился все более мощным. С каждым новым ливнем она все ближе подбиралась к дому. И, наконец, одолев всю сооруженную хозяевами защиту, проникла внутрь.

Побывала вода в доме Самофаловой и после недавних дождей. Хотя к нашему приезду все успело высохнуть, и даже ручей Быстрый выглядел более чем мирно, следы минувших водных бесчинств попадались на каждом шагу. Полностью смыт огород, вода нанесла во двор всяческий мусор и практически уничтожила тротуарную плитку. Дождевые потоки подмыли ограду, и ворота перекосились…

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Это сейчас ручей Быстрый выглядит кротко и почти идиллически. Стоит пойти дождю — и проявляется его истинный нрав…

Источник всех бед Ирина видит в ручье. Но ведь журчит он здесь не первый десяток лет. Наверняка протекал и в 1926 году, когда дом на Чапаева только собирались строить. Вполне возможно, что его журчание слышали еще нукеры Батыя. Так отчего же он взбунтовался лишь в последние 20-30 лет?

Еще в первый приезд сюда летом 2016 года мы обратили внимание на соседнее подворье. Там хозяева, построив новый дом, воздвигли забор и забетонировали его основание. При этом постарались обеспечить пропуск воды из Быстрого. Для чего уложили две небольшие трубы. Только вода не пожелала течь по ним. И в результате все нехитрое сооружение превратилось в своего рода плотину.

Все эти годы сосед – надо отдать ему должное – не прекращал попыток наладить отвод воды. И в этот раз мы увидели на его участке канавки, прорытые под прямым углом друг к другу. Но – совершенно сухие: вода явно выбрала для себя какие-то другие пути…

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

И.Ф. Черкашина: «Вода всегда найдет свой собственный путь. И этот путь можно и нужно просчитать».

– А по-иному и быть не может, – заметила побывавшая с нами на подворье Самофаловых эколог Ирина Федоровна Черкашина. – Любой водопропуск нуждается в предварительных расчетах. Следует учесть уклон местности, состояние и состав грунта, наличие и уровень подпочвенных вод. И еще целый ряд факторов, без чего произвольная прокладка траншей, труб и прочих устройств для водопропуска теряет всякий смысл. Вода всегда пробьет себе собственное русло. Все будет, как в русской пословице: «Куда низко, туда и вода течет»…

Ирина Федоровна знает что говорит. Наши читатели уже знакомы с ней – ученым и общественным активистом. И как ученый, она, что называется, в теме. Занимается проблемами экологии и эффективности использования природных ресурсов. Ее кандидатская диссертация была посвящена геохимии и геофизике ландшафтов. 

Из сказанного нашим экспертом следует, что даже такая, на первый взгляд, гидрологическая безделица, как ручей Быстрый, нуждается в обсчете. Математическая модель с уравнениями водного баланса поможет спрогнозировать его поведение. И тогда устройства водоотведения будут эффективно выполнять свое предназначение.

Ясное дело, что вести расчеты должны специалисты. Скажем, из того же «Южгипроводхоза», хотя тот переживает не лучшие дни. А заказывать работу должен муниципалитет. Собрать сведения о всех подобных проблемах на территории Батайска и предложить рассчитать как общегородскую систему водоотведения, так и ее составляющие – в том числе и связанные с ручьями, подобными Быстрому.

– Мы предлагали что-то подобное, – заметила в связи с этим Ирина Самофалова. – Написали в администрацию, а в ответ получили справку о состоянии водной среды Батайска, которая заканчивалась сообщением, что ручей Быстрый на карте города не значится…  

«Существует – и ни в зуб ногой…»

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Вода за малым не уничтожила подворье З.И. Горбуновой. И разорила дом.

Вот как, оказывается, просто: «не значится»… И попробуй теперь разберись в водной системе восточной части Батайска, рассеченного надвое железной дорогой. Ее гидрология во многом определяется как раз сетью нескольких ручьев, подобных Быстрому. Последний же хозяйничает вдоль протянувшейся через весь Восточный микрорайон улицы Комарова и прилегающих к ней улиц и переулков. Так что делать его несуществующим, по меньшей мере легкомысленно. Быстрый то и дело напоминает жителям восточной части Батайска о себе. Как говаривал поэт, пусть и по другому поводу: «существует – и ни в зуб ногой»…

И наказывает за невнимание к себе. Жаль только, что совсем не тех, кого следовало бы. Так, оказалось разоренным жилище Зои Ивановны Горбуновой. Внешне ее аккуратный дом, спрятанный за громадой жилой высотки – одной из двух, выстроенных по обе стороны улицы Комарова и считающихся архитектурными воротами микрорайона, – выглядит вполне благополучно. Как и ухоженный зеленый двор.

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Со своей бедой З.И. Горбуновой приходится справляться самостоятельно.

Но внутри дом являет жуткое зрелище. Грунтовые воды буквально разрушают его изнутри. Активно помогают им дожди. И теперь некогда уютные комнаты выглядят так, словно подверглись бомбардировке. Провис потолок, накренились шкафы с книгами, вот-вот упадет старинный буфет. В полу одной из комнат зияет дыра: пол провалился под воздействием грунтовых вод. Видно, как плещется в дыре вода…

То, что происходит на подворье Горбуновой, – это ежедневное, нескончаемое ЧП. Но что-то не слышно, чтобы власти Батайска, как-то противостояли ему. Чтобы приняли хотя бы материальное участие в ликвидации столь суровых последствий подтопления. Зоя Ивановна пытается справиться с бедой самостоятельно. А ведь Горбунова – не рядовая жительница Батайска. Еще не так давно возглавляла местный ЗАГС. Что же тогда говорить о других обитателях микрорайона Восточный?

Они в меру разумения пытаются понять причину терзающего их перманентного стихийного бедствия и как-то справиться с ним. Роют траншеи, прокладывают, как мы уже знаем, трубы, через которые отказывается течь вода, И бьют тревогу, видя, как вода навещает их жилища уже в любую погоду.

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Такое, с позволения сказать, водопропускное сооружение лишь способствует затоплению.

Да, если жителей улицы Чапаева топит, в основном, в дождь, то Зою Ивановну Горбунову и ее соседей по улице Комарова вода донимает постоянно. Вот и находящуюся неподалеку школу стало подтапливать. А перед ее двухэтажным  зданием образовалась почти не высыхающая лужа. Местные жители уже сравнивают ее с хрестоматийной миргородской…

 По оценке нашего эксперта И.Ф. Черкашиной, в данном случае сильнее проявляют себя грунтовые воды. Ведь расположившийся на краю донской поймы Батайск стоит, по существу, на берегу большого подземного озера. Оно заполняет все подпойменное пространство. И стоит только этой водной массе выйти из равновесия, как начинаются всякие неприятности, подобные тем, что наблюдаются в Батайске сегодня.

Как в капле воды

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Эти высотки по улице Комарова лишь усугубили чрезвычайную ситуацию в Восточном микрорайоне Батайска. А ведь таких высоток в Батайске и в левобережной части Ростова становится все больше…

   В школе все мы знакомились с сообщающимися сосудами. Любая жидкость в них, в том числе и вода, всегда будет устанавливаться на одном уровне. Это значит, что, попытавшись вытеснить воду из одной части системы таких сосудов, мы вытесним ее и из другой части. Иными словами, выльется вода совсем уже в другом месте.

Это сегодня и происходит в Батайске. И называется красиво: последствия антропогенного воздействия. Пойма Дона – это, по сути, колоссальная система сообщающихся сосудов. И бездумно воздействуя на нее, мы получаем неожиданные и неприятные последствия. Как в капле воды – уж простите за невольный каламбур – в них отражаются все огрехи территориального развития последних десятилетий.

Вернемся на улицу Комарова, которую уже полтора десятка лет украшают «архитектурные ворота». Интересно, что до того, как здесь по обе стороны улицы поставили высотки, это место не застраивалось. Частные дома люди предпочитали ставить вдали от красной линии. Издавна было известно: подпочвенные воды здесь подходят близко к поверхности. А значит, в домах будет, как минимум, сыро.

А как максимум – может и затопить. Что и происходит регулярно в доме Горбуновой. Эколог Черкашина обратила наше внимание как раз на высотки. Они, по ее словам, и являются непосредственной причиной происходящего. Всей своей тяжестью выдавливают воду из подземной линзы в частные подворья. Ну, а дожди, недостатка в которых в этом году не наблюдается, лишь усиливают эффект.

Но год от года подтопление становится сильнее не только поэтому. При разработке всех планов и программ территориального развития Батайска оказались оттесненными на периферию гидрологические особенности города. Забыли о постоянной необходимости противостоять натиску вешних вод.

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Насколько тщательно была просчитана гидрология при строительстве этого и других батайских микрорайонов?

Многие годы эта задача в отсутствие в Батайске ливневой канализации решалась с помощью разветвленной сети кюветов и канав. Самая крупная канава была прорыта на границе двух микрорайонов – Восточного и Авиагородка. Протянувшись вдоль городской черты с севера на юг, она дала имя целой улице, которую так и назвали Канавная. Это потом ее благозвучия ради переименовали в честь идейно близкого Емельяна Пугачева. Но старожилы – люди консервативные – продолжают звать улицу Канавной.

В половодье эта знаменитая канава заполнялась водой настолько, что там даже рыба появлялась. Приплывала из донских ериков и соседнего Азовского оросительного канала. Сегодня и ерики уже совсем не в тех местах текут – их выдавила новая дорожная сеть, и Азовский канал в пределах Батайска засыпан «за ненадобностью». Да и на месте канавы пролегло Восточное шоссе с наспех выполненными водопропускниыми сооружениями.

По причине якобы отпавшей надобности перестали расчищать и кюветы, которые раньше присутствовали на всех батайских улицах и вместе с знаменитой канавой спасали в половодье полгорода. И вода, которая раньше собиралась в них, устремилась во дворы горожан. Причем, во все большем количестве, потому как и Ростов, и Батайск принялись шагать в пойму. Помимо дорожного строительства, там развернулось и продолжает набирать силу строительство жилищное.

А оно здесь требует мощной, толщиной метров семь, а то и больше, насыпной подушки. Без нее все здания уйдут в вязкий пойменный грунт. Уже одни такие подушки создают избыточное давление на зыбкую почву поймы. А если к ним добавить еще каменные громады, которые сегодня одна за другой вырастают по обе стороны поймы, то можно представить, как стиснутая давлением вода устремляется на юг – по пути наименьшего сопротивления. Выплескивается на улицы города-спутника. Сообщающиеся сосуды должны работать. Силу универсального закона физики ощущают на себе сегодня жители Батайска…

Практикум по физике 
в отдельно взятом городе

Набирающая силу застройка левобережной части Ростова уже создает гидрологические проблемы соседнему Батайску.

– О таком эффекте экологи предупреждали власти не раз, – вспоминает Ирина Федоровна Черкашина. – И когда к чемпионату мира по футболу строилась «Ростов Арена», и когда взялись за строительство здесь жилого микрорайона…

По ее мнению и по мнению многочисленных специалистов, пойму трогать – себе дороже. Нарушение не только водного, но и природного равновесия отзывается непредсказуемыми последствиями. Единственное, что можно здесь развивать, – это рекреационная зона в виде гидропарка. Такого, как тот, что на левом берегу Днепра с давних пор украшает Киев. Мог бы украсить и Ростов – благо, предпосылки к этому сохраняются.

Пока не поздно еще предпринять меры к нормализации положения. Примерно так, как это было сделано 30 лет назад после мощного паводка, затопившего пойму и многие улицы Батайска. Тогда воду удалось отвести благодаря усилиям городских властей. Не посчитавшись с расходами, – затраты на возведение полной системы водоотведения были сопоставимы со всем городским бюджетом – они сумели найти средства на возведение в восточной части Батайска системы шлюзов и каналов. И вода ушла, а дренажный канал благодарная молва потом нарекла речкой Коломейкой – увековечив, таким образом, имя тогдашнего мэра Батайска Виктора Коломейцева.

Но не утихают сегодня разговоры о том, что Коломейка-де больше не нужна и пора развернуть на том участке жилищное строительство. Может, хватит предаваться урбанистическим мечтаниям? Стихия то и дело напоминает о себе – пусть не паводком, так ливнями и пришедшими в движение грунтовыми водами.

Пора властям вспомнить о такой прозе, как уличные кюветы. Заняться, наконец, не отписками, а серьезными гидрологическими расчетами. В том числе проводить их по каждому планируемому к строительству объекту. Водоотведение должно организовываться не кустарно, на отдельно взятых подворьях, а на инженерной основе, в масштабе всего города.

И тогда вода в Батайске, надо надеяться, потечет куда надо.