Списать, не значит — забыть…

Недавно поезду № 19/20 «Ростов-на-Дону – Москва» вернули историческое имя«Тихий Дон».

Списать, не значит — забыть...

Напомним, что поезд под таким названием курсировал с 1966-го по 2009-й годы. А затем он стал  именоваться  «Премиумом». Внук писателя депутат Государственной Думы Александр Шолохов, который принял участие в церемонии возвращения названия поезду,  назвал случившееся событие глубоко символичным. По его словам, был период «разбрасывать камни». А сейчас «совершенно четко наступило время собирать эти камни, возвращать то, чем мы можем гордиться, возвращать свою память, историю». 

Заместитель председателя Ростовского городского клуба «Патриот» Александр Павлович Стасюк считает, что  «время собирать камни» пришло и в отношении другого исторического имени – локомотива «Молодая гвардия»,  приписанного к депо станции Батайск. Это имя было присвоено локомотиву не на исходе власти Советов, а раньше, когда еще «камни не разбрасывали». Исчезло оно позже  по какому-то необъяснимому недоразумению. Стасюку дорого всё , что касается и железной дороги (он выпускник Ростовского института инженеров путей сообщения 1978 года) , и подпольной организации народного сопротивления «Молодая гвардия» (мама Александра Надежда Ивановна Стасюк была участницей «Молодой гвардии»).

О том, кто был инициатором и как присваивали батайскому локомотиву имя «Молодой гвардии», Стасюк знает не понаслышке. Само событие тогда стало уникальным фактом в истории страны и ее железнодорожного транспорта. 

Идея, с которой выступили тогда ребята из ростовской школы № 32 имени «Молодой гвардии» – собрать металлолом для постройки локомотива и назвать его «Молодой гвардией» , — получила широкую поддержку донской общественности, профессионального сообщества Северо-Кавказской железной дороги. К сбору лома подключились ребята из целого ряда других школ.

Локомотив ВЛ-60С №796 с гордой надписью «Молодая гвардия», который был построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе, приписали к локомотивному депо Батайск. А работал он не только на СКЖД, но и на Юго-Восточной железной дороге. Говорят, что его посещали ребята из города Льгов. Подпольная организация «Молодая гвардия» была создана в этом городе еще раньше, чем в Краснодоне, – в октябре сорок первого, вскоре после оккупации. Молодые люди распространяли листовки, собирали сведения о противнике, проводили диверсии. Первые молодогвардейцы были схвачены по доносу предателя и расстреляны. 

Так что спустя годы батайский именной локомотив, образно говоря, соединил родину первой организации «Молодая гвардия» с  родиной второй «МГ» — краснодонской, символично принявшей эстафету подвига.

Александр Стасюк считает, что на новом витке истории настало время для возвращения наименования «Молодая гвардия» на железную дорогу. С присвоением его современному локомотиву. В ВМФ, скажем, это широко распространенная практика: отслужившие свой век корабли, как правило, становятся сырьем для мартенов, а их имена передаются спускаемым на воду новым судам. Действительно, это будет достойный шаг на пути восстановления исторической справедливости. Не только в отношении героев-молодогвардейцев. 

Списать не значит — забыть. Ведь «Молодая гвардия» не одинока. В свое время широко сообщалось о присвоении электровозу локомотивного депо Лихая ЧС-4 №535 имени героя войны машиниста Андрея Лесникова (именно Андрей Егорович 25 апреля 1945 года привел первый поезд в поверженный Берлин). Ранее торжественно вводили в эксплуатацию электровоз «Фёдор Котляренко» (Фёдор Макарович работал начальником дороги с 1980 по 1995 годы, с его именем связаны строительство обхода Ростова-на-Дону, разгрузившего Батайск, электрификация направления Краснодар – Новороссийск и участка Прохладная – Беслан – Грозный, строительство вокзалов). Какова их ныне судьба?

Надеемся, не на задворках памяти…