В ДГТУ изучают лучший опыт инженерных школ страны

Донской государственный технический университет – один из первых, кто в середине нулевых, изучив проблему подготовки кадров, взялся создавать корпоративные кафедры на производстве.

В ДГТУ изучают лучший опыт инженерных школ страны

Первые такие кафедры появились на базе крупных предприятий-партнеров «Ростсельмаш» и «Роствертол». Со временем к ним присо­единились и другие производства. Выпускники кафедр идут работать на те же предприятия, на которых защищали дипломы, внедряли в производство свои идеи. Пять лет назад в вузе заработал новый образовательный проект – институт опережающих технологий «Школа Икс».
Помнится, на открытии «Школы Икс» ректор ДГТУ Бесарион Месхи сказал, что он окончил вуз сорок лет назад. Тогда студенты учились и работали за ЭВМ, занимающей всю комнату. Сегодня все математические расчеты можно производить на компьютерах размером с ладонь. Времена меняются, меняется образование. 

Институт опережающих технологий – пример такой трансформации. Обучение здесь проходит по избирательным модулям. На протяжении всего модульного проектирования студентов сопровождают эксперты-практики партнерских предприятий. Образовательная программа «Школы Икс» нацелена на подготовку инженеров будущего, чьи знания востребованы в условиях быстро меняющегося мира.

Не так давно в ДГТУ собрались представители 50 университетов, а также индустриальных партнеров и компаний более чем из 20 городов, чтобы обсудить опыт создания и развития экспериментальных образовательных площадок и инженерных школ. На встрече, она так и называлась «#ИнженерыРешают», рассматривались лучшие практики. Состоялся обмен опытом преподавателей, привлеченных к реализации образовательных модулей в различных инженерных школах страны. Здесь же прошла сессия проектов первых выпускников института опережающих технологий «Школа Икс», защита проектов в формате «Стартап как диплом».

Точную формулировку партнерству вуза с предприятиями дал преподаватель «Школы Икс» Владимир Смирнов, подчеркнув, что сегодня университет формирует собственную повестку, где-то опережая индустрию, а где-то идя по иной траектории относительно партнера. Процессы, связанные с трансформацией университетов, требуют изменений в подходах к организации партнерства как такового. Это понимают и производственники, поэтому стараются отслеживать те изменения, которые происходят в секторе образования, чтобы по тем или иным направлениям корректировать партнерские взаимосвязи с вузами. Производственники и преподаватели едины во мнении, что лет через пять – десять предприятия перестанут жаловаться на нехватку инженеров, поскольку покроют дефицит кадров при помощи совместной с вузами работы по подготовке специалистов для индустрии.