Случилось так, что за довольно-таки небольшой промежуток времени на встречах сообщества нумизматов в Ростове довелось наблюдать на разных столиках сразу четыре монетовидных знака со словом «Седан» и сопутствующими атрибутами.
Их владельцы оказались не прозаическими торгашами-старьевщиками, а, хоть и в общих чертах, но знающими и понимающими суть и смысл помещенных на знаках изображений и легенд. (легенда – устоявшийся историко-нумизматический термин, означающий содержание надписей на предметах коллекционирования, не путать с одноименным жанром народного творчества – авт.) Каким образом такое количество довольно специфических и весьма интересных жетонов могло оказаться на Ростовском-на-Дону коллекционном рынке? Спросил об этом нашего ростовского клубного знатока истории Франции и ее колоний В. Веревченко.
Жетоны Седан, обнаруженные в Ростове-на-Дону, реверс
Жетоны Седан,обнаруженные в Ростове-на-Дону, аверс.
Ответ Владимира был предельно прост:
– Так это ж, наверняка, кто-то из наших казаков и привез из Франции. Их же очень много эмигрировало туда после Октябрьской революции. Потом, правда, кое-кто возвратился на Родину. Вот они и привезли. Предметы очень оригинальные, вот и осели в чьей-то коллекции. А потом передавались по наследству. Был у нас в Ростове один страстный поклонник французской тематики. К сожалению, его давно уже нет в живых. А наследники, видимо, особо «коллекционной болезнью» не страдали. Вот и пошли эти жетончики по разным рукам. Хорошо, что ты выменял их. Есть гарантии, что они останутся в наших краях. А может быть их было не четыре, а больше…
Но больше ничего подобного у нас я так и не встречал.
Катастрофа под Седаном
В середине XIX в. Франция претендовала на гегемонию в Европе. Но укрепление ее позиций на континенте требовало и решения ряда других задач. В частности, крупная буржуазия, чьим ставленником фактически был Наполеон III, ждала, что произойдет активное завоевание новых рынков для французских товаров. Напуганная также революционным рабочим движением, уже дважды приводившим к появлению Первой и Второй Республик, она требовала решительного его подавления и создания условий, исключавших новый революционный взрыв.
Медаль без ушка, с отверстием для ношения, аверс.
В целом же, бесславное царствование Луи Наполеона Бонапарта не оправдало надежд промышленников, торговцев и банкиров. Вторая империя, как во Франции называли период правления Наполеона III, буксовала по всем параметрам. Колониальная политика страны была близка к полному провалу. Отношения с Англией и Россией оставляли желать лучшего, что создавало обстановку, без малого, полной международной изоляции. Плюс масса других внешнеполитических и внутриполитических проблем. Стремясь избежать очередной революции, правительство посчитало, что наилучшим способом достижения этой цели станет война с Пруссией. Тем более, что последняя завершала объединение Германии под своим главенством. А такое усиление соседнего государства не устраивало Францию, усматривавшую в этом прямую угрозу ее преобладающему положению в Европе.
К тому же, эта война вполне устраивала не только Наполеона III (1808-73 гг.; имп. в 1852-70 гг.), но и Вильгельма I (1791-1888 гг.; король Пруссии в 1861-88 гг.; германский канцлер в 1871-88 гг.), а затем и Бисмарка (1815-94 гг., князь, 1-й рейхсканцлер Германской империи в 1871-90 гг.), быстро нашедших и предлог для развязывания военных действий – отсутствие единого мнения по поводу претендента на освободившийся испанский престол.
Медали с ушком.
Объявив эту войну 19 июля 1870 г., Франция с лозунгами «Что такое прусская армия!.. Нам стоит только дунуть на нее!» вступила в полосу… сплошных поражений, апофеозом которой стала Седанская катастрофа.
Более чем 80-тысячная армия под командованием маршала М. Э. Мак-Магона во главе с самим императором двинулась на помощь к осажденным в крепости Мец подразделениям, но была наголову разбита под Седаном прусскими войсками, которыми командовал начальник прусского генштаба генерал-фельдмаршал граф фон Мольтке, и 2 сентября сдалась в плен, о чем довольно хвастливо, но красноречиво поведал серебряный жетончик, который с агитационно-пропагандистскими целями был выпущен прусской стороной. На аверсе небольшого по размеру предмета изображен сам фон Мольтке с его словами: «Я победил!» и обозначением этого победоносного боевого пути возглавляемых им войск – «Страссбург-Мец-Париж». А на реверсе – еще более хвастливая надпись – «СЕДАН. 2 сент. 1870. Кайзер захватил (в плен – авт.) кайзера», то бишь, как это звучало бы по-русски – «Император пленил Императора». Не слабо – согласитесь.
А что же французы?
«Наполеон III презренный»
…Вспыхнувшая 4 сентября 1870 г. в Париже революция свергла ненавистный народу режим, провозгласив республику. Но новое правительство не препятствовало продвижению прусских войск, что неизбежно привело к осаде и блокаде Парижа, а затем и подписанию 26 января 1871 года вынужденного позорного перемирия с Пруссией.
Медали без ушка.
А 18 марта 1871 г. реальностью стала Парижская Коммуна, просуществовавшая 72 дня и жестоко подавленная не без помощи прусской военщины… Она и вовсе в корне изменила расклад сил и будущее не только в Европе, но и во всем мире.
Вот эти события и стали толчком для создания медалей и монетных знаков с сатирическими изображениями. Один из них – медный монетовидный знак, сатирически копирующий монету тех времен достоинством 10 сантимов. На нем Наполеон III изображен не с привычным августейшим особам лавровым венком на голове, а в прусской каске. Шею императора красноречиво «украшает» ошейник с надписью «SEDAN». Представительская надпись в верхней части аверса, вместо монетной – «NAPOLEON III EMPEREUR» («Наполеон III Император»), гласит – «NAPOLEON III MISERABLE» («Наполеон III Презренный). В нижней части в качестве «номинала» указано – «80 000 PRISONIERES» («80 000 пленных»).
Буквально «брызжет» жесткой и меткой сатирой реверс монетовидного знака, в верхней части которого монетная надпись – «EMPIRE FRANCAIS» («Империя Франция») заменена на – «VAMPIRE FRANCAIS» («Вампир Франции»), в нижней – даты начала и конца правления Наполеона III (в некоторых вариантах – LA PETIT) Маленького («2 декабря 1851 г. – 2 сентября 1870 г.»; «2 DEC. 1851 – 2 SEPT. 1870»). В центре реверса – монетный орел уступил место зловещего вида сове с пушкой в когтях.
Известна также стандартная тиражная французская 10-сантимовая монета того времени, на аверсе которой безвестным «умельцем» Луи Наполеону Бонапарту догравирована прусская каска и все тот же ошейник с надписью «SEDAN». Кроме того, автор-гравер добавил к изображению еще и окурок в зубах императора, а расположенную ниже портрета дату (возможно, более раннюю и потому подвергшуюся переделке) перегравировал на позорную для французов дату «1870» – год, когда в плен к пруссакам угодил и самонадеянный император Луи Наполеон III Бонапарт, повторив тем самым участь своего именитого дядюшки Наполеона I Бонапарта, плененного англичанами в 1815-м.
Наличие разных случаев переделки стандартных монет может говорить, о том, что, имели место и другие варианты переделанных монет (и позже это подтвердилось новыми находками, в частности, 5 и 50 сантимов, 1 и 5 франков), так или иначе выражавших всенародную ненависть к монарху.
Известен также еще один медный монетовидный знак, на аверсе которого в центре помещены две, в разные стороны смотрящие, диаметрально «валетом» расположенные, головы. Одна из них (верхняя) практически повторяет изображение Наполеона III в прусской каске с монетовидного знака, но уже с дымящимся окурком в зубах. Другая (нижняя), вероятно, принадлежит Бисмарку. Она – с лавровым венком и остроконечным навершием прусской каски. Круговая надпись гласит: «NAPOLEON III LE LACHE GUILLAUME LE CRUEL», что в дословном переводе звучит приблизительно так – «Наполеон III презренный зензубель (столярный инструмент, рубанок – авт.) горькой доли». Надо полагать, что под последним подразумевается поствоенная участь Франции, подписавшей уже упоминавшийся выше тяжелейший, фактически грабительский Франкфуртский мирный договор с Пруссией.
На реверсе сова более хищного вида с императорской короной над головой. В когтях у нее, естественно, не перун с молниями и даже не пушка, а скрещенные человеческие берцовые кости. В верхней части круговой надписи – «LES VAMPIRES DE LA MORT» («Вампиры смерти»). В нижней – годы позорной франко-прусской войны («1870-1871»), отделенные от остальной круговой надписи тремя горящими пушечными ядрами с каждой из сторон.
Скорее всего, предметы, о которых упомянуто в настоящей статье, не являются единственными во французско-прусском разделе темы «Политическая сатира в нумизматике» и не исключено, что со временем она будет дополнена новыми интересными экземплярами. И желательно, чтобы это также произошло именно в нашем обществе коллекционеров-любителей истории в Ростове-на-Дону.
Ииллюстрации подготовил А. Чеботарев
(При подготовке материала использован Интернет-ресурс свободного доступа).