Тема прошедшего в Ростове тренинга была заявлена как «Противодействие потребительскому экстремизму», но почти сразу расширилась до обсуждения хитростей и самих продавцов.
Фото/Видео: Любовь Позднякова
ОСТОРОЖНО – АКЦИЯ
– Увидев рядом с ценником слово «акция», задайте вопрос продавцу, с чем она связана или сразу обратите внимание на дату изготовления продовольственного товара, – советует ведущий тренинга кандидат юридических наук, доцент, завкафедрой гражданского и предпринимательского права РАНХиГС Николай Сармин. – Не исключено, что истекает срок годности. Как раз недавно в магазине мне так обьяснили акцию «2 по цене 1» на питьевой йогурт.
В декабре 2020 года вступили в силу новые правила продажи отдельных видов товаров. Если раньше приближение срока годности продукта питания должно было соизмеряться с тем, успеет ли покупатель за столь короткий срок его употребить, то теперь такой нормы нет.
Во время тренинга обсудили случаи из юридической практики
МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД СТОИТ ДЕНЕГ
Закон «О защите прав потребителей» – старый, но крепенький, как выразился Николай Алексеевич. Существует с 1992 года. Подобно многим законам, имеет «плюсы» и «минусы».
Один из «плюсов» для потребителя: закон считает, что нарушение его прав влечет моральные страдания, которые подлежат материальной компенсации.
– Я всегда советую хозяйствующим субьектам общаться с потребителями, предьявляющими претензии. Пытаться решить проблему в досудебном порядке, иначе придется заплатить еще больше, – говорит Николай Алексеевич. – Тем более, что помимо взыскания компенсации морального вреда, законодательство теперь разрешает просить суд установить пени на срок исполнения его решения.
КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ
В ресторане нового ростовского отеля хорошо отдыхала компания друзей. Поели и попили на 60 тысяч рублей. Уже под конец веселья к одному из них подсел малознакомый человек и стал душить. Увидев это, друзья вступились – началась потасовка, которая закончилась битьем посуды на 20 тысяч рублей и отлетевшей частью мраморной столешницы.
Отель решил взыскать с посетителя через суд более 100 тысяч рублей. После переговоров с привлечением юриста сошлись на том, что в досудебном порядке клиент заплатит 20 тысяч за посуду и 12 тысяч, чтоб отель мог отремонтировать стол – отпилить поврежденную часть.
Ведущий – завкафедрой гражданского и предпринимательского права РАНХиГС Николай Сармин
ВОЗМЕЗДНО ИЛИ НЕТ
Закон «О защите прав потребителей» регулирует только возмездные отношения. Поэтому при решении споров это учитывается в первую очередь.
Например, была доставка крупногабаритного товара платной или бесплатной, включена ли сборка мебели в стоимость или оплачена отдельной строкой.
Женщина заказала кухню, но не устроило качество – установленная мойка не позволяла ею полноценно пользоваться из-за протекания воды. Когда дело дошло до судебных разбирательств, клиентка пыталась взыскать с продавца еще и сумму за то, что работники по ее просьбе подключили газовую плиту. Считает, что тоже неудачно.
ИГРУШКИ – ПОЛОМКА ИЛИ БРАК
Детские игрушки — группа непродовольственных товаров, которая часто вызывает вопрос: «Сломал ребенок, активно играя, или все-таки причина в браке?». Ответ может дать только экспертиза. Если гарантийный срок на товар не установлен, обязанность доказывать свою правоту посредством экспертизы закон возлагает на покупателя. В случае, когда указан гарантийный срок – заказывает и оплачивает исследования продавец.
В зале сразу начинается подсчет соизмеримости затрат на экспертизу и стоимости игрушки. Не выгодно ни в первом, ни во втором случае.
На тренинг приехали из разных территорий: Зерноградского, Багаевского, Кагальницкого, Мясниковского и др. районов области
СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ – БРАТЬ ИЛИ НЕТ
Обычная практика: на кассе начинают предлагать сопутствующие товары. Очень часто к такому приему прибегают магазины обуви.
– Моя знакомая купила полусапожки и согласилась с предложением продавца приобрести еще и спрей, который ей продали как подходящий для этого вида обуви, – рассказывает Николай Алексеевич. – Придя домой, обработала поверхность, но вскоре увидела, что полусапожки облезли.
Оказалось, спрей не предназначен для материала, из которого они сделаны. Виноват ли продавец в данном случае?
В зале высказываются мнения о том, что «не виноват, так как покупательница должна была прочесть на упаковке информацию».
– Но ведь она не сама его выбирала – парирует ведущий. Ей предложили именно этот спрей как подходчщий, фактически введя в заблуждение…
За полтора часа тренига, организованного областным департаментом потребительского рынка, был рассмотрен еще ряд положений «Закона о защите прав потребителей» на основе случаев из юридической практики. В том числе, о вывесках с указанием режима работы, навязывании дополнительных услуг, обязательном медицинском страховании.