В Ростове обсудили уловки продавцов и покупателей

Тема прошедшего в Ростове тренинга была заявлена как «Противодействие потребительскому экстремизму», но почти сразу расширилась до обсуждения хитростей и самих продавцов.

Фото/Видео: Любовь Позднякова

ОСТОРОЖНО – АКЦИЯ

– Увидев рядом с ценником слово «акция», задайте вопрос продавцу, с чем она связана или сразу обратите внимание на дату изготовления продовольственного товара, – советует ведущий тренинга кандидат юридических наук, доцент, завкафедрой гражданского и предпринимательского права РАНХиГС Николай Сармин. – Не исключено, что истекает срок годности. Как раз недавно в магазине мне так обьяснили акцию «2 по цене 1» на питьевой йогурт. 

В декабре 2020 года вступили в силу новые правила продажи отдельных видов товаров. Если раньше приближение срока годности продукта питания должно было соизмеряться с тем, успеет ли покупатель за столь короткий срок его употребить, то теперь такой нормы нет. 

В Ростове обсудили уловки продавцов и покупателей

Во время тренинга обсудили случаи из юридической практики

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД СТОИТ ДЕНЕГ

Закон «О защите прав потребителей» – старый, но крепенький, как выразился Николай Алексеевич. Существует с 1992 года. Подобно многим законам, имеет «плюсы» и «минусы».

Один из «плюсов» для потребителя: закон считает, что нарушение его прав влечет моральные страдания, которые подлежат материальной компенсации. 

– Я всегда советую хозяйствующим субьектам общаться с потребителями, предьявляющими претензии. Пытаться решить проблему в досудебном порядке, иначе придется заплатить еще больше, – говорит Николай Алексеевич. – Тем более, что помимо взыскания компенсации морального вреда, законодательство теперь разрешает просить суд установить пени на срок исполнения его решения. 

КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ

В ресторане нового ростовского отеля хорошо отдыхала компания друзей. Поели и попили на 60 тысяч рублей. Уже под конец веселья к одному из них подсел малознакомый человек и стал душить. Увидев это, друзья вступились – началась потасовка, которая закончилась битьем посуды на 20 тысяч рублей и отлетевшей частью мраморной столешницы. 

Отель решил взыскать с посетителя через суд более 100 тысяч рублей. После переговоров с привлечением юриста сошлись на том, что в досудебном порядке клиент заплатит 20 тысяч за посуду и 12 тысяч, чтоб отель мог отремонтировать стол – отпилить поврежденную часть. 

В Ростове обсудили уловки продавцов и покупателей

Ведущий – завкафедрой гражданского и предпринимательского права РАНХиГС Николай Сармин

ВОЗМЕЗДНО ИЛИ НЕТ

Закон «О защите прав потребителей» регулирует только возмездные отношения. Поэтому при решении споров это  учитывается в первую очередь. 

Например, была доставка крупногабаритного товара платной или бесплатной, включена ли сборка мебели в стоимость или оплачена отдельной строкой. 

Женщина заказала кухню, но не устроило качество – установленная мойка не позволяла ею полноценно пользоваться из-за протекания воды. Когда дело дошло до судебных разбирательств, клиентка пыталась взыскать с продавца еще и сумму за то, что работники по ее просьбе подключили  газовую плиту. Считает, что тоже неудачно. 

ИГРУШКИ – ПОЛОМКА ИЛИ БРАК

Детские игрушки — группа непродовольственных товаров, которая часто вызывает вопрос: «Сломал ребенок, активно играя, или все-таки причина в браке?». Ответ может дать только экспертиза. Если гарантийный срок на товар не установлен, обязанность доказывать свою правоту посредством экспертизы закон возлагает на покупателя. В случае, когда указан гарантийный срок – заказывает и оплачивает исследования продавец. 

В зале сразу начинается подсчет соизмеримости затрат на экспертизу и стоимости игрушки. Не выгодно ни в первом, ни во втором случае.

В Ростове обсудили уловки продавцов и покупателей

На тренинг приехали из разных территорий: Зерноградского, Багаевского, Кагальницкого, Мясниковского и др. районов области

СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ – БРАТЬ ИЛИ НЕТ

Обычная практика: на кассе начинают предлагать сопутствующие товары. Очень часто к такому приему прибегают магазины обуви. 

– Моя знакомая купила полусапожки и согласилась с предложением продавца приобрести еще и спрей, который ей продали как подходящий для этого вида обуви, – рассказывает Николай Алексеевич. – Придя домой, обработала поверхность, но вскоре увидела, что полусапожки облезли. 

Оказалось, спрей не предназначен для материала, из которого они сделаны. Виноват ли продавец в данном случае? 

В зале высказываются мнения о том, что «не виноват, так как покупательница должна была прочесть на упаковке информацию». 

– Но ведь она не сама его выбирала – парирует ведущий. Ей предложили именно этот спрей как подходчщий, фактически введя в заблуждение…

За полтора часа тренига, организованного областным департаментом потребительского рынка, был рассмотрен еще ряд положений «Закона о защите прав потребителей» на основе случаев из юридической практики. В том числе, о вывесках с указанием режима работы, навязывании дополнительных услуг, обязательном медицинском страховании.