Телефонные мошенники становятся всё тупее, зато размножаются с бешеной скоростью
Двадцать тысяч на деревню дедушке
Дозвольте поделиться своей печалью. Совсем недавно неизвестные злоумышленники взломали на моём смартфоне мессенждер WhatsApp – бесплатный американский сервис обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи. Удобная, знаете ли, штука для получения информации, для «поболтать за жизнь» и всё такое. Пока она у нас в России не запрещена, и Роскомнадзор не присвоил ей никакого позорного звания, хотя пару раз оштрафовал мессенджер, в последний раз – на три миллиона рублей за неудаление запрещённого контента. Но у меня возникли совсем другие претензии. Дело в том, что в середине дня меня засыпали звонками друзья и знакомые: Саша, что у тебя случилось? Я страшно удивился, потому что, как ни странно, в этот день у меня ровным счётом ничего не случилось. То есть это я так думал. Но родные и близкие быстро развеяли моё заблуждение. Оказалось, что почти всем, кто обозначен в списке моего телефона, пришла депеша следующего содержания: «привет, не будет мне одолжить 20 тыс.? до завтра». Разумеется, ничего подобного я не писал и не просил. Слава Богу, мои друзья – люди здравомыслящие и опытные. Большинство из них на такой тупой «развод» не повелись и даже подсказали мне, как действовать: снести этот самый мессенджер, переустановить и обеспечить надёжную защиту.
Но вот какое дело… Некоторым моим знакомым таинственные мошенники прислали не только номер карты, на который следует перевести деньги, но даже её фото, где обозначены мои имя и фамилия. Понятно, что карта «липовая». А остальные получили только просьбу о вспомоществовании, без уточнения, куда деньги высылать. Как говорится, на деревню дедушке, Константину Макарычу. Да в любом случае – нормальный человек мне предварительно перезвонит, что и сделали мои друзья. Зачем же тогда вся эта кутерьма?
Расчёт вроде бы простой. Из полусотни или даже сотни человек кто-то да сделает глупость. А даже одна такая глупость – уже результат. Но, честно говоря, я больше привык к мошенническим звонкам разных «полковников ФСБ», «главных следователей России», «налоговых инспекторов» и прочей милой сволочи. А «любовная переписка» для меня оказалась внове. О чём я и поведал московской знакомой Галине, которая тоже получила просьбу выслать мне денег и позвонила узнать, в чём дело.
– Да что ты! – ответила Галя. – Мне только за прошлый месяц пять таких писем прислали!
Да, вот что значит столица, центр передовых технологий. А с нас что взять – провинция…
Пиво, дочь и хохлопчёлы
Вообще уровень подготовки нынешних мошенников стремительно падает. Так, многие мои знакомцы, перезвонившие по поводу «подмётного письма», откровенно хохотали: мы в страшном сне не могли бы представить, что человек с филологическим образованием мог написать «не будет одолжить»! Вспоминается знаменитое «велик могучий русский языка»… Ну дык несчастные жулики не знают о моём образовании. Впрочем, подозреваю, даже если бы знали, вряд ли изложили бы грамотнее. Выше головы не прыгнешь.
«Проколы» у прощелыг случаются по разным причинам. Прежде всего, уровень их подготовки неуклонно снижается. А количество мошеннических колл-центров (контор, откуда несчастных россиян пытаются выпотрошить подчистую) как раз наоборот – неуклонно увеличивается. И связано это не в последнюю очередь со специальной военной операцией, которую российская армия проводит на Украине. Не в силах победить в боестолкновениях, «героические хохлы» пытаются отыграться на доверчивых россиянах. По последним данным, «чёрных» колл-центров в «незалэжной» насчитывается свыше тысячи (в одном только городе Днепр, бывшем Днепропетровске, их 300 штук). 95% из них нацелены на Россию. Причём в этих «ульях» сосредоточено порою по несколько десятков «жужжащих» ядовитых «пчёл». Нередко подобные колл-центры расположены в школьных классах. А ну-ка подготовь в таких условиях профессионала… Приходится брать абы кого.
Как и в случае с «подмётными письмами» с моего WhatsApp, жулики «прокалываются» зачастую из-за недостатка информации либо из-за стремления сымпровизировать. А ведь учат же их, дурней: строго следуйте инструкциям! Нет же, надо «выдрючиться»… Казалось бы, клиент уже «на крючке», но лишнее слово – и облом.
Как-то мы с женою были на прогулке, и вдруг звонит телефон:
– Привет!
– Привет. А кто это?
– Ты что, не узнаёшь?!
И тут вдруг мне показалось, что голос действительно знакомый: звонит двоюродный брат из Германии.
– А ты что, из Неметчины прикатил?!
– Ну да! Уже почти в Ростове. Ящик баварского для тебя в багажнике везу!
Оп-паньки… Тут ты, братец липовый, в лужу сел. Пива я терпеть не могу, и все мои родичи это прекрасно знают. Ну, дальше голос зашпарил по методичке: ты знаешь, меня гаишники тормознули на трассе, нужно срочно им «червонец» кинуть на жало, а у меня только евро…
В этом месте и без пива всё стало ясно. Когда речь идёт о деньгах, я отключаюсь автоматически.
Или вот на днях звонок. Истерический женский голос, вопли, сопли и стоны:
– Помоги-и-и, я в реанимации, нужны деньги на операцию!
– Алё, а ты кто?
– Дочь твоя!
– Кто-о-о?!..
Видимо, «дочь» уловила интонацию и отрубила связь. Ну вот зачем так? Да нет у меня дочери и не было. А вдруг?.. Зарекаться не стану, бывали по молодости ситуации, так что есть поводы для смутных сомнений. Вот теперь сиди и терзай себя: почто не помог дщери своей несчастной в тяжкую минуту?
Как «укроп» исполнил гимн России
Не подумайте, что я взялся за эту тему, чтобы поглумиться и порезвиться. На самом деле ситуация тревожная. Телефонные атаки на россиян – фактически часть политики нынешней украинской власти. Правда, как сообщил недавно канал «РЕН ТВ», большая часть колл-центров (65 %) принадлежит некоему Егору Буркину – россиянину, который сбежал в «незалэжную» и сменил фамилию на Левченко. Буркин-Левченко был главой наркокартеля «Химпром», сейчас обитает в Мексике, отсюда и его «погоняло» – Мексиканец. Но крышует Мексиканца украинский ресторатор и телеведущий, депутат Рады Николай Тищенко – «Коля-Котлета», приятель президента Владимира Зеленского (несмотря на то, что «Котлету» в начале года исключили из партии «Слуга народа» за отдых в Таиланде). Как говорится, рука руку моет, обе чистые живут.
Только за одни сутки на россиян обрушиваются до пяти миллионов звонков из украинских колл-центров! И часть из них достигает своей цели. Так, только одна из «чёрных» телефонных компаний в Бердянске за период с февраля 2020 по февраль 2022 года (когда в город вошли российские войска) обчистила наших доверчивых граждан на 200 миллионов долларов! К слову сказать, на укропов работают и подпольные колл-центры в России. Так, россиянка Марина Романова, бывшая сотрудница одного из таких центров, за один раз «развела клиента» на 4,5 миллиона рублей.
Но откуда же мошенники берут сведения о своих жертвах? Ведь многие «телефонисты» обращаются к ним по имени-отчеству, а сейчас участились случаи, когда звонят от имени реальных родственников и друзей. Ну, это просто. Существует, знаете ли, такая подпольная интернет-сеть – дарквеб (DarkWeb). Её ещё называют даркнет (DarkNet) – тёмная сеть. Так вот, дарквеб используется для покупки и продажи незаконных товаров и услуг, в том числе – украденных данных. Такие данные стоят от 500 до 1500 долларов. Бывает, конечно, и дороже. Если «посчастливится», можно узнать и номера карт, и паспортные данные, и даже суммы, которые лежат на счетах.
Однако сейчас мошенники особо не заморачиваются. Работают всё примитивнее, я бы сказал – предельно тупо. Как правило, они делятся на «звонарей» и «клоузеров». «Звонарь» занимается начальной обработкой жертвы (на их жаргоне она зовётся «мамонт»), а когда доводит её «до кондиции», передаёт на вторую линию «клоузеру» (от английского «клоуз» – закрывать), который представляется сотрудником банка и «помогает» «клиенту» перевести деньги на резервный счёт, чтобы спасти их от «злых мошенников». Впрочем, есть и другие сценарии, но все они завершаются одинаково: несчастного «убалтывают» и заставляют расстаться с деньгами. Это называется «закрыть трубку».
Украинский интернет переполнен объявлениями о наборе сотрудников в мошеннические колл-центры. Новичок получает в среднем 300 долларов в месяц, опытный «разводящий» – от 1500 долларов. Особо ценятся претенденты, которые говорят без украинского акцента, особенно без южнорусского «гэканья» (так называемое «фрикативное Г»). Однако с русским языком и с интеллектом у «хохлозвонарей» нынче – серьёзные проблемы. Дефицит профессионалов.
Да вот свежий пример. На днях племянник переслал мне запись своего разговора с украинским «звонарём». Сплошной «угар». Началось строго по методичке: мол, служба безопасности Сбербанка обращается к вам по поводу того, что кто-то пытается снять с вашего счёта энную сумму. Это действительно вы? Получив отрицательный ответ, «сотрудник СБ» начинает выпытывать, в каком отделении банка в последний раз племянник снимал деньги или клал их на счёт. Весь «марлезонский балет» расписывать не буду, перехожу к главному. Племяш мой – большой приколист. Он, конечно, сходу вычислил, что его собеседник – «щирый укроп», и решил поглумиться:
– Простите, а вы из полиции?
– Да.
– Офицер?
– Н-не-ет…
– А кто?
– Капитан…
– Ясно. А вы патриот?
– Н-не-ет…
– Но раз вы капитан, присягу вы давали?
– Выдавали…
– Гимн России знаете?
– Чего?
– Гимн России с каких слов начинается?
Молчание. Слышен лёгкий стук клавиатуры.
– Так с каких слов?..
– Россия, священяя наша дэржава, Россия, любимая наша страна, – читает «капитан Врунгель». И так далее, вместе с припевом «Славься, Отечество наше свободное…».
– Молодец, – похвалил племянник. – Всех виновных приказываю задержать, а лучше – расстрелять.
Согласитесь, заставить «укропа» петь гимн России – это что-то… Парнишка, конечно, законченный идиот, но неужели таков уровень всей нынешней украинской молодёжи? Что же нам с ними делать по окончании спецоперации? Пороть на конюшнях?
Вот так и живём – смех сквозь слёзы…