В минувшие выходные собралась в Старочеркасск. Сразу решила для себя, что в древнюю казачью станицу поплыву по Дону. Именно так должна выглядеть визитная туристическая карточка нашего края.
Приятно была удивлена, что мое мнение разделяют многие. На причале собралась очередь – человек 150. Среди них и жители Таганрога, которые специально приехали на туристическом автобусе, чтоб уже из Ростова следовать дальше по Дону. Сейчас это можно сделать по воскресеньям на двухпалубном теплоходе за 2,5 часа. Билет туда-обратно обойдется от 1 900 до 2 450 рублей.
В ожидании посадки поколение постарше начало вспоминать, что до начала 90-х Дон являлся настоящей водной трассой. Здесь курсировали скоростные суда на подводных крыльях: «Ракеты», «Метеоры», «Восходы», «Кометы». Читала, что «Метеор» разгонялся до 60-65 км в час при отсутствии на Дону волнения. Стоимость устанавливалась на уровне билета автобуса. До Старочеркасска можно было доплыть минут за сорок.
Первый рейс судна на подводных крыльях «Ракета-12» состоялся как раз вот такой осенью 1960 года по маршруту «Ростов — Константиновск». В 1967 году уже существовало сразу несколько регулярных рейсов. Самые длинные — между Ростовом, Волгодонском, Каменском-Шахтинским. По пути следования предусматривались остановки в станицах – Раздорская, Семикаракорская, Романовская… Кстати, водной скоростной линией были связаны и Ростов с Таганрогом.
Также по воде доставляли пассажиров на более короткие расстояния – до Азова, Старочеркасской, Багаевской. Мне как раз еще довелось застать эти рейсы за пару лет до их исчезновения. Поступив в университет, как все первокурсники должна была отработать месяц на Багаевском консервном заводе. Между РГУ (ныне ЮФУ) и предприятием существовало соглашение о сотрудничестве. На выходной и обратно плыла туда на «Ракете».
Постепенно суда на подводных крыльях стали выходить из эксплуатации. Часть продали, часть разобрали-распилили. Последними, до 2009 года по Дону курсировали два «Восхода». При отсутствии господдержки и низких ценах на билет, который регулировала и сдерживала региональная комиссия по тарифам, речной транспорт испытывал финансовые трудности, в том числе и при ремонте.
Несколько лет назад донские власти начали обсуждение вопроса о возрождении речного пассажирского флота.
Так совпало, что как раз после моего речного путешествия в Старочеркасскую, появилась информация о выделении из областного бюджета специально созданной пассажирской компании «Дон» 334 миллионов рублей на покупку двух судов на подводных крыльях «Валдай». Это новейшая разработка российских кораблестроителей. Такие суда уже ходят по Волге и рекам Сибири.
Ранее также сообщалось о желании судоходной компании, строителей, региональных властей успеть к знаковой дате – 14 октября. Именно в этот день в 1960 году на Дону совершила свой выход первая «Ракета-12».