Транспортный кризис в южной столице снова грянул в самое неподходящее время.
И в пургу, и в зной…
Автобус в Ростове одинаково долго приходится ждать и под снегом, и под палящим солнцем.
Вспомним, ведь и первый акт «транспортной революции» пришелся на далеко не самую благостную пору. Транспортные новации потрясли Ростов на фоне ранних снегопадов. Горожане до сих пор с содроганием вспоминают долгие ожидания на остановках, заканчивавшиеся яростными битвами за место в автобусе. Все это стало приметами осени 2018 года.
Сейчас снегопадов нет. ЙйЗато стоит адская жара. И снова очереди на остановках в ожидании редких автобусов. К ним добавились обмороки пассажиров, причинами которых становятся неработающие кондиционеры. Что вы хотите, если в отдельных крайне потрепанных автобусах-ветеранах температура в салоне поднимается до +39°С. Во всяком случае, именно такие цифры высвечивают автобусные световые табло.
Но и до попадания в раскаленный салон пассажиры успевают основательно перегреться на открытых всем лучам остановочных комплексах. Многократно руганные и переруганные прогрессивной общественностью их стеклянные крыши, тем не менее, продолжают вот уже который год успешно способствовать созданию неблагоприятного микроклимата. А если учесть, что ожидание нужного транспорта в сегодняшнем Ростове в среднем превышает четверть часа, то «фактор крыши» приобретает добавочное значение.
Транспортный вариант библейской притчи
Отчаявшись дождаться автобусов, жители Суворовского жилмассива даже обращались в прокуратуру. Источник фото: 161.ru.
И все же главное не в этом. Ростовчане способны со многим примириться, если бы могли быстро уезжать и недолго ехать до места назначения. Чего сегодня не наблюдается, и отсутствие прежде всего автобусов на многочисленных ростовских маршрутах, – это то, лежит в основе всех нынешних транспортных неурядиц.
Как всегда, намерения, которые городские власти преследовали, приступая ко второму этапу транспортных реформ, были, как в известной библейской притче, самые благие. Расторгли контракты с недобросовестными перевозчиками, изменили маршрутную сеть и провели новый муниципальный конкурс.
В ходе него выявили добрую дюжину компаний, готовых выполнить все предначертания администрации в лице департамента транспорта. В частности, переодеть своих водителей в приличную и удобную униформу, оборудовать салоны работающими кондиционерами. И, разумеется, обеспечить выход транспорта на маршруты в требуемом количестве.
Все новации должны были заработать с 1 августа. Но ничего этого пока не случилось. Напротив, ситуация быстро стала перерастать в коллапс. Недовыпуск автобусов на разных маршрутах составил от 25 до 60 %. Достаточно сказать, что 7 из 12 АТП не смогли обеспечить выпуск на 20 маршрутов требуемое количество автобусов. Отдаленные районы оказались почти без транспортной связи с центром города. Больше всего досталось многострадальному Суворовскому жилмассиву. Его жители, как и жители других ростовских окраин, возроптали. И призвали власти разобраться и навести, наконец, порядок в транспортном хозяйстве мегаполиса.
В тисках кадрового дефицита
«Автобус вар, водитель йок…» Совсем как в давней райкинской репризе.
Все уперлось в нехватку водителей. Что и констатировала рабочая группа, специально созданная при администрации Ростова для нормализации работы городского транспорта. Как отметил градоначальник Алексей Логвиненко, для ликвидации дефицита водительских кадров транспортным компаниям порекомендовали привлечь водителей с межмуниципальных маршрутов, откорректировать графики сменности и отпусков.
Контролировать выполнение этих рекомендаций взялось городское транспортное начальство в лице заместителя градоначальника Дмитрия Симкова и руководителя ростовского департамента транспорта Вадима Шкабарни. Со вчерашнего утра контроль заработал. Тем компаниям, которые не внимут рекомендациям и предупреждениям властей, пригрозили расторжением контрактов м передачей обслуживаемых ими маршрутов «Ростовпассажиртрансу». Хотя мощности последнего тоже не беспредельны…
И тем не менее, в названных мерах городские власти видят спасительное средство, которое позволит уже в ближайшее время стабилизировать положение с выпуском автобусов на линии и достичь плановых показателей перевозки пассажиров.
В своих шагах к стабилизации транспортной ситуации в южной столице ростовские власти ощутили поддержку со стороны губернатора. Василий Голубев сообщил, что поручил градоначальнику во всем разобраться и принять исчерпывающие меры к исправлению ситуации. Есть надежды, что губернаторская поддержка, больше похожая на чувствительный пинок, поможет быстро нормализовать ситуацию. Чем, надо думать, и закончится второй этап ростовской «транспортной революции».
Чем ростовский трамвай лучше старгородского?
Каким оно будет, светлое трамвайное будущее Ростова?
Пожалуй, его основной итог в том, что в Ростове в очередной раз не срабатывает ставка исключительно на автобусы. Автобусной теме в Ростове уже три десятка лет. В советскую пору градообразующим транспортом был троллейбус вкупе с трамваем.
Однако в наше время ориентироваться на электротранспорт невозможно в силу его нынешней слабой развитости. Над его демонтажом хорошо поработали в 90-е и последующие годы. С тех пор и городские, и областные власти, похоже, осознали допущенную ошибку. Иначе не появился бы такой инфраструктурный проект, как модернизация ростовского трамвая.
Проект необходимый и верный по своей сути. Вот только формат этой модернизации едва ли решит многочисленные транспортные проблемы мегаполиса. Трамвайные линии, проложенные посреди других транспортных потоков, не смогут обеспечить скоростное и бесперебойное сообщение между районами мегаполиса. А ведь то, что поначалу называли метротрамом, выродилось именно в наземные трамвайные линии. Возлагать на них излишние надежды не стоит. Впрочем, в ходе реализации проекта могут возникнуть более рациональные решения…
В любом случае, состояние и перспективы использования ростовского электротранспорта – это самостоятельная большая тема, нуждающаяся в отдельном разговоре. Как метко замечал один из персонажей бессмертного романа, «трамвай построить – не ешака купить»…
***
А что касается автобусов, то остается внимательно следить за усилиями городских властей. Итоги их работы обещано подвести впервой половине августа. В любом случае, думается, двумя этапами ростовская «транспортная революция» не ограничится…
Материалы по теме можно найти здесь.