Зона смертельного риска. Почему так резко растет число тяжелых происшествий на донских дорогах?

Дня не проходит без известий о новых ДТП. На дорогах различного значения и в разных концах области сталкиваются машины, гибнут и получают увечья люди.

Зона смертельного риска. Почему так резко растет число тяжелых происшествий на донских дорогах?

Дорога Таганрог-Покровское, Волгодонская трасса, железнодорожный переезд на муниципальной дороге, связывающей Самарское с Азовом… Это только факты ДТП последних дней. И число их продолжает множиться. Тяжелейшие ДТП случаются как на магистралях федерального значения, так и на какой-нибудь межпоселковой двухполосной дороге, где транспортный поток исчисляется жалкими десятками.

Многие обратили внимание на резкий рост дорожных инцидентов в последние недели. А наиболее памятливые вспомнили, что и в прошлые годы конец лета – начало осени на Дону приносили с собой ЧП на дорогах.

Действительно: случившееся буквально на днях столкновение автомобиля и поезда на перегоне Высочино-Кугей, в результате чего погибли водитель и пассажир легковушки, сразу вызывает в памяти сентябрьский инцидент 28-летней давности на переезде близ Мокрого Батая. То потрясшее область происшествие с участием школьного автобуса унесло жизни 21 ребенка.

Впору заговорить о мистическом влиянии сентября на дорожную ситуацию. Хотя, конечно, никакой мистики тут нет. Причины всех ДТП коренятся во вполне материальных просчетах в эксплуатации дорог, организации дорожного движения и контроля за ситуацией на донских трассах.

Статистика свидетельствует: число ДТП на донских дорогах выросло на четверть против прошлогоднего. Кроме того, в этом году едва ли не втрое чаще стали гибнуть под колесами машин пешеходы. И это при том, что постоянно развивающаяся на Дону сеть автодорог все более отвечает современным требованиям. Дороги получают освещение, оборудуются карманами и местами отдыха. Меньше становится опасных пересечений. И, будем надеяться, недалек день, когда с карты области окончательно исчезнут заброшенные дороги, больше напоминающие тропы.

Тем сильнее напрягают инциденты, случающиеся на недавно введенных в строй объектах. Так, в Ростове с недавних пор утвердилась практика закрытия в дождь моста Малиновского. Во избежание ЧП, которые регулярно случались на одноименной улице, которую начало постоянно затапливать ливневыми стоками. Но ведь и сам мост, и подъезды к нему со стороны улицы Малиновского совсем недавно были сданы после коренной реконструкции. И вот оказывается, что побочным явлением этой самой реконструкции стало затопление магистрали до состояния полной непроходимости.

Зона смертельного риска. Почему так резко растет число тяжелых происшествий на донских дорогах?

Так теперь выглядит улица Малиновского в Ростове после каждого дождя. Источник фото: соцсети.

Это означает только одно из двух: либо в проект реконструкции вкралась фатальная ошибка, либо там вообще не учитывалась возможность подтопления. А скорее всего, имеет место и одно, и другое. Ведь наверняка готовили проект уже дети «болонской системы», которым недосуг было поработать в архивах и изучить прежние проекты. Да и остались ли в проектной организации те архивы после вакханалии 90-х годов? Их, скорее всего, ликвидировали «за ненадобностью». А вместе с чертежами и пояснительными записками на свалку был отправлен и весь предыдущий инженерный опыт, без которого никакое развитие невозможно.

Вот и получается, что магистраль, которая после реконструкции была призвана существенно разгрузить ростовскую дорожную сеть, теперь в непогоду всякий раз создает для нее непосильные нагрузки, становясь источником транспортного коллапса. Со всеми вытекающими неприятностями в виде дорожных происшествий.

А как иначе, если по данным комиссии по безопасности движения при правительстве региона трафик на донских дорогах, а следовательно и внутри городов, стремительно растет? Так, только на трассе А280 Ростов — Таганрог — граница с ДНР количество легковых автомобилей в прошлом году увеличилось на 250 %, а грузовиков стало проезжать в десять раз больше. Нетрудно догадаться, что сегодня показатели трафика только выросли. Соответственно выросла и степень опасности на дорогах.

То же относится и к ряду внутриобластных трасс, и к муниципальным дорогам. В ГИБДД отмечают значительный рост ДТП в Аксайском, Красносулинском, Сальском и Орловском районах. Небезопасно и на шахтинских дорогах. И дело тут далеко не состоянии проезжей части. Хотя и о нем не следует забывать.

Закон больших чисел предполагает, что опасность движения при столь плотном трафике могла бы быть тем меньше, чем четче организовано само движение. То есть решающую роль начинает играть качество процесса. А поднимать качество, на мой взгляд, следует с подготовки водителей. При взрывном росте армии автомобилистов оно у нас сегодня таково, что люди боятся переходить улицу даже на зеленый свет по «зебре», если поблизости завидят автомобиль. Нет никакой уверенности в водительских навыках сидящего за рулем.

Зона смертельного риска. Почему так резко растет число тяжелых происшествий на донских дорогах?

Недавнее столкновение с пассажирским поездом на переезде (перегон  Высочино — Кугей) стоило жизни водителю и пассажиру автомобиля. Поезд был на некоторое время остановлен.

Как порой сдаются и принимаются экзамены в ГИБДД и как приобретаются права, увы, хорошо известно. Это стало темой не слишком веселых анекдотов. И хотя в последнее время здесь многое изменилось в лучшую сторону, работа далеко не закончена. Кроме того, не стоит забывать, что по донским дорогам сегодня разъезжает немало горе-водителей – обладателей приобретенных разными мутными путями в прежние годы прав. Оттого и простаивают люди у зеленого сигнала светофора, что помнят о сбитых на «зебре» пешеходах.

И еще одна тема вытекает из сказанного выше. Очень многие водители утратили чувство опасности. А произошло это потому, что исчезает сдерживающий фактор в лице контроля со стороны инспекторов ГИБДД. Нет, товарищи с полосатыми жезлами и в красивых фуражках никуда с наших дорог не исчезли. Исправно этими самыми жезлами машут, выглядывая из укромных мест. Но все это – исключительно ради собственной выгоды. Образ корыстолюбивого «гаишника» уже давно приобрел хрестоматийные черты. Хотя есть в той системе и принципиальные люди. С некоторыми из них приходилось сталкиваться и даже защищать от бессовестных подстав «товарищей по оружию».

Однако у этой медали есть и оборотная сторона. «Гаишное» корыстолюбие порождает у водителей подспудную уверенность в том, что от всякой дорожной неприятности можно откупиться. Люди невольно перестают контролировать себя. Вот и получается, что «гаишники» и водители без устали развращают друг друга. Что происходит дальше, знает каждый…

Зона смертельного риска. Почему так резко растет число тяжелых происшествий на донских дорогах?

ГИБДД бдит… Источник фото: vladtime.ru.

С подачи самих же сотрудников ГИБДД навскидку перечислю наиболее характерные нарушения Правил дорожного движения. Сплошь и рядом нашей полиции приходится фиксировать выезды на встречные полосы и неверный выбор скорости. Также часто водители нарушают ПДД, не тормозя перед пешеходными переходами. Да и сами пешеходы нередко пересекают проезжую часть как заблагорассудится и где придется.

В результате всего этого множатся столкновения машин и наезды на пешеходов. На борьбу за безопасность движения сегодня брошены все технические средства. Тут не без ехидства замечу: интересно, как это в далеком уже прошлом обходился без них добрый старый ОРУД – предшественник нынешней ГИБДД?

Но так или иначе, а в областном министерстве транспорта не устают разрабатывать все более совершенные схемы расположения видеокамер и других технических средств организации и контроля транспортных потоков. На фиксацию нарушений в ведомстве и в донском управлении ГИБДД возлагают большие надежды. И это, несомненно, правильно. Как и создание списка наиболее аварийных участков донских автотрасс. Только пока этот список только расширяется. Как и число инцидентов на них…